В Москву приезжает классик концептуализма

Что можно посмотреть на выставке Джона Балдессари в «Гараже»
Джон Балдессари/ 2011 Jim McHugh

Выставка под названием «1+1=1» откроется в «Гараже» 21 сентября. А 18 сентября состоится публичная беседа двух классиков концептуализма - Джона Балдессари и Ильи Кабакова. Специально для выставки Балдессари создаст и новое произведение - его разместят на билбордах в парке Горького.

из серии Double Bill. ...и Дюшан. 2012

Из серии Double Vision. Уорхол (Фиолетовое & Желтое). 2011

Студенты должны первыми сказать тебе, что ты несешь чушь. Мне нравится такая обратная связь

Работы Балдессари, которые покажут в «Гараже», сделаны в течение последних двух лет и относятся к проекту Double, состоящему из четырех серий: Double Vision, Double Feature, Double Bill и Double Play. В них художник сопоставляет фрагменты канонических произведений разных авторов, от Шардена до Дюшана, насмехаясь над любовью мирового арт-рынка к привычным именам и знакомым визуальным образам.

Здесь есть, например, изображение банки с супом, как у Энди Уорхола. Только банка эта зеленого, а не красного цвета, и без знакомого логотипа. Балдессари подчеркивает ее ясные геометрические формы, создавая образ в духе другого американского концептуалиста Сола Ле Витта (имя последнего и напечатано под банкой).

Еще одна шутка в лучших традициях постмодерна - картина «...и Дюшан». В свое время рекламный плакат эмалевых красок Sapolin, на котором изображена девочка, раскрашивающая свою кровать, послужил основой для реди-мейда Марселя Дюшана. Тогда художник заменил название краски фамилией поэта-сюрреалиста Аполлинера. Балдессари вернул на картину первоначальное название, но подписал ее именем Дюшана.

А на другой картине использована деталь «разбрызганной» абстракции Джексона Поллока, но цвет при этом как у Анри Матисса: его излюбленные желтые и голубые тона (имя французского художника также подписано внизу). От этого столкновения разных фрагментов и манер, по мысли Балдессари, должно родиться нечто новое. Может быть, просто удивление зрителя, а может, и третий смысл.

«Меня стало раздражать, что на художников начали вешать логотипы: «Это Уорхол», «А это де Кунинг» - и никто на них уже не смотрит. Это такой бренд, - объясняет идею цикла Балдессари, когда мы разговариваем с ним в Галерее Мэриан Гудмен, его нью-йоркского дилера. - И я решил попытаться замедлить этот процесс». По словам одного из кураторов московской выставки Ханса Ульриха Обриста, дебют Балдессари в России должен был состояться уже давно: «Ведь это один из величайших художников нашего времени. Неустанный изобретатель. Ему уже за 80, но он продолжает придумывать».

Действительно, сегодня Балдессари - один из самых влиятельных авторов. Его авторитет уверенно рос в течение последних десятилетий, и кульминацией стала ретроспектива «Чистая красота», с успехом прошедшая в «Тейт Модерн» в 2009 году. Однако художник, кажется, по-прежнему удивлен тем, что ему удается зарабатывать себе на жизнь творчеством. «Когда я учился живописи, то просто развлекался, - признается он. - Я понял, что это мой последний шанс оторваться, ведь потом я должен буду наняться на работу». После учебы в Институте искусств Отиса в Лос-Анджелесе Балдессари вернулся в свой родной Нэшнл-Сити в Калифорнии и стал преподавателем искусств в государственной школе, планируя проработать в ней всю жизнь.

До 1960-х годов он рисовал только по выходным, но затем занялся этим всерьез. Начал экспериментировать с абстрактным экспрессионизмом, охотно выходя за пределы живописи и скульптуры. Позже, работая в студии - пустом кинотеатре, принадлежавшем его отцу-иммигранту, - решил, что не стоит беречь полотна, которые он все равно не рассчитывал продать. «Картиной был сам акт рисования, - поясняет художник сегодня. - Опыт был в моей голове. Хранить эти вещи не имело смысла». В результате в 1970 году Балдессари сжег свои ранние картины. Это был весьма необычный арт-проект: художник нашел крематорий, разместил объявление в газете о том, что прекращает заниматься рисованием. После сожжения часть пепла была помещена им в урну, а часть - запечена в печенье.

Все 1970-е Балдессари экспериментировал. Он заказывал картины другим художникам, а затем просил маляров надписать на полотнах их имя. (И в этом отстранении Балдессари от авторства картин тоже была критика одержимости современных коллекционеров именами, а не смыслом.) Он фотографировал заднюю часть всех грузовиков, которые встретились ему на пути из Лос-Анджелеса в Санта-Барбару. Исполнял а-капелла «Тезисы концептуального искусства» Сола Ле Витта. Одно из его произведений называлось «Картина, которая является собственной документацией» - это был просто список выставок, на которых побывало полотно. Балдессари говорит: «Юмор - не моя самоцель. Я на самом деле считаю, что мир абсурден».

Он уже много лет преподает - начал просто для того, чтобы иметь постоянный источник дохода. Затем его стал привлекать диалог со студентами. «Студенты должны первыми сказать тебе, что ты несешь чушь. Мне нравится такая обратная связь», - говорит Балдессари. Для выставки, прошедшей в 1971 году, Балдессари поручил студентам Колледжа искусств и дизайна Новой Шотландии много раз написать на стене фразу «Я больше не буду создавать скучных произведений искусства», как если бы их наказали в начальной школе. Эта строчка стала едва ли не самой известной его цитатой.

21 сентября - 24 ноября, garageccc.com

(Использованы материалы FT)