В Москву приезжает классик концептуализма

Что можно посмотреть на выставке Джона Балдессари в «Гараже»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Джон Балдессари
2011 Jim McHugh
из серии Double Bill. ...и Дюшан. 2012
из серии Double Bill. ...и Дюшан. 2012

Из серии Double Vision. Уорхол (Фиолетовое & Желтое). 2011
Из серии Double Vision. Уорхол (Фиолетовое & Желтое). 2011

Студенты должны первыми сказать тебе, что ты несешь чушь. Мне нравится такая обратная связь

Выставка под названием «1+1=1» откроется в «Гараже» 21 сентября. А 18 сентября состоится публичная беседа двух классиков концептуализма - Джона Балдессари и Ильи Кабакова. Специально для выставки Балдессари создаст и новое произведение - его разместят на билбордах в парке Горького.

Работы Балдессари, которые покажут в «Гараже», сделаны в течение последних двух лет и относятся к проекту Double, состоящему из четырех серий: Double Vision, Double Feature, Double Bill и Double Play. В них художник сопоставляет фрагменты канонических произведений разных авторов, от Шардена до Дюшана, насмехаясь над любовью мирового арт-рынка к привычным именам и знакомым визуальным образам.

Здесь есть, например, изображение банки с супом, как у Энди Уорхола. Только банка эта зеленого, а не красного цвета, и без знакомого логотипа. Балдессари подчеркивает ее ясные геометрические формы, создавая образ в духе другого американского концептуалиста Сола Ле Витта (имя последнего и напечатано под банкой).

Еще одна шутка в лучших традициях постмодерна - картина «...и Дюшан». В свое время рекламный плакат эмалевых красок Sapolin, на котором изображена девочка, раскрашивающая свою кровать, послужил основой для реди-мейда Марселя Дюшана. Тогда художник заменил название краски фамилией поэта-сюрреалиста Аполлинера. Балдессари вернул на картину первоначальное название, но подписал ее именем Дюшана.

А на другой картине использована деталь «разбрызганной» абстракции Джексона Поллока, но цвет при этом как у Анри Матисса: его излюбленные желтые и голубые тона (имя французского художника также подписано внизу). От этого столкновения разных фрагментов и манер, по мысли Балдессари, должно родиться нечто новое. Может быть, просто удивление зрителя, а может, и третий смысл.

«Меня стало раздражать, что на художников начали вешать логотипы: «Это Уорхол», «А это де Кунинг» - и никто на них уже не смотрит. Это такой бренд, - объясняет идею цикла Балдессари, когда мы разговариваем с ним в Галерее Мэриан Гудмен, его нью-йоркского дилера. - И я решил попытаться замедлить этот процесс». По словам одного из кураторов московской выставки Ханса Ульриха Обриста, дебют Балдессари в России должен был состояться уже давно: «Ведь это один из величайших художников нашего времени. Неустанный изобретатель. Ему уже за 80, но он продолжает придумывать».

Действительно, сегодня Балдессари - один из самых влиятельных авторов. Его авторитет уверенно рос в течение последних десятилетий, и кульминацией стала ретроспектива «Чистая красота», с успехом прошедшая в «Тейт Модерн» в 2009 году. Однако художник, кажется, по-прежнему удивлен тем, что ему удается зарабатывать себе на жизнь творчеством. «Когда я учился живописи, то просто развлекался, - признается он. - Я понял, что это мой последний шанс оторваться, ведь потом я должен буду наняться на работу». После учебы в Институте искусств Отиса в Лос-Анджелесе Балдессари вернулся в свой родной Нэшнл-Сити в Калифорнии и стал преподавателем искусств в государственной школе, планируя проработать в ней всю жизнь.

До 1960-х годов он рисовал только по выходным, но затем занялся этим всерьез. Начал экспериментировать с абстрактным экспрессионизмом, охотно выходя за пределы живописи и скульптуры. Позже, работая в студии - пустом кинотеатре, принадлежавшем его отцу-иммигранту, - решил, что не стоит беречь полотна, которые он все равно не рассчитывал продать. «Картиной был сам акт рисования, - поясняет художник сегодня. - Опыт был в моей голове. Хранить эти вещи не имело смысла». В результате в 1970 году Балдессари сжег свои ранние картины. Это был весьма необычный арт-проект: художник нашел крематорий, разместил объявление в газете о том, что прекращает заниматься рисованием. После сожжения часть пепла была помещена им в урну, а часть - запечена в печенье.

Все 1970-е Балдессари экспериментировал. Он заказывал картины другим художникам, а затем просил маляров надписать на полотнах их имя. (И в этом отстранении Балдессари от авторства картин тоже была критика одержимости современных коллекционеров именами, а не смыслом.) Он фотографировал заднюю часть всех грузовиков, которые встретились ему на пути из Лос-Анджелеса в Санта-Барбару. Исполнял а-капелла «Тезисы концептуального искусства» Сола Ле Витта. Одно из его произведений называлось «Картина, которая является собственной документацией» - это был просто список выставок, на которых побывало полотно. Балдессари говорит: «Юмор - не моя самоцель. Я на самом деле считаю, что мир абсурден».

Он уже много лет преподает - начал просто для того, чтобы иметь постоянный источник дохода. Затем его стал привлекать диалог со студентами. «Студенты должны первыми сказать тебе, что ты несешь чушь. Мне нравится такая обратная связь», - говорит Балдессари. Для выставки, прошедшей в 1971 году, Балдессари поручил студентам Колледжа искусств и дизайна Новой Шотландии много раз написать на стене фразу «Я больше не буду создавать скучных произведений искусства», как если бы их наказали в начальной школе. Эта строчка стала едва ли не самой известной его цитатой.

21 сентября - 24 ноября, garageccc.com

(Использованы материалы FT)

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more