В ноябре появится новая Москва - «космическая»

Городские власти объединяют тематические музеи в едином туре
Мирослав Робка

Комитет по туризму совместно с турагентством «Атлантис Лайн» разработал концепцию «космической Москвы». В ближайшее время столица должна предстать в воображении жителей и гостей города легендарным местом, где ковалась советская космонавтика. Прежде всего маршрут объединит крупные тематические музеи: Планетарий, Мемориальный музей космонавтики и Геологический музей РАН имени Вернадского. Кроме того, туристам предложат путешествие в Звездный городок «в аутентичном поезде времен Юрия Гагарина».

Всем хочется побродить по базовому блоку станции «Мир», осмотреть трусы женские межпланетные

С ноября на специально созданном сайте «Москва космическая» может появиться единый электронный билет во все эти музеи. Создатели проекта планируют обогатить маршрут массой мелких режимных музеев, имеющих отношение к космосу. В списке значатся: завод НПО «Энергомаш», где разрабатывают ракетные двигатели, НПП «Звезда», производящее скафандры, и многие другие.

По словам гендиректора «Атлантис Лайн» Натальи Андроновой, громкий проект находится на стадии подписания договоров с музеями. До этого, добавила она, с ними, конечно, пришлось провести разъяснительную работу. Проблема в том, что музеи в Москве вообще не привыкли иметь дело с туризмом как бизнесом. «Они смотрят на туризм свысока, потому что считают себя храмами науки», - заметила Андронова.

В последнем я убедился лично, посетив Мемориальный музей космонавтики. Работники экскурсионного отдела, которых я спросил, знают ли они что-нибудь о «Москве космической», ответили, что каждое слово по отдельности им знакомо, но такое словосочетание они слышат впервые. Я объяснил, как мог. «Ну, значит, привезут туристов, оттарабанят им, что надо, и увезут обратно», - отрезала одна дама. Впрочем, народу в Музее космонавтики немало и без турпроектов. Там есть на что посмотреть. Всем хочется побродить по базовому блоку станции «Мир», осмотреть трусы женские межпланетные, заглянуть в верные глаза Белки и Стрелки, примерить на свой рост гагаринскую капсулу, узнать, наконец, что ассенизационный комплекс корабля «Союз» рассчитан на трех человек и трое суток.

Однако Наталья Андронова убеждена: по отдельности ни один музей продвинуть нельзя. Необходимо радикально менять сознание туриста. А то ей надоело, что Россия в сознании приезжих остается родиной матрешки и плохих парней. «Все у нас как-то камерно, никто ничего не знает, - возмущалась Наталья. Скажем, любой американец думает, что первый космонавт был американцем. Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне занимает второе место в мире по посещаемости! А у нас что?»

Космический туризм может вывести страну на новый уровень, убеждены создатели проекта. Порукой тому буря восторгов, которую вызвал проект «Москва космическая» на международной туристической выставке в Берлине. И шквал писем от мелких музеев космонавтики со всей России: они упрашивают включить их в программу. Выгода в том, пояснила Андронова, что они смогут присутствовать на зарубежных туристических ярмарках, и о них наконец-то узнают.

Идея продвижения музеев через турпроекты показалась мне остроумной. Я позвонил в столичный Департамент культуры и спросил главу отдела музейно-выставочной работы Антона Горянова, как он относится к «Москве космической». Горянов идею одобрил, но заметил, что проект все-таки относится к сфере услуг. И потом, у Департамента культуры тоже есть проекты, объединяющие несколько музеев. Например, ежегодная акция «Всей семьей в музей», где маршруты разделены на четыре группы исходя из возраста посетителей. «А вообще, - заключил Горянов, - мы стремимся к тому, чтобы человек мог зайти на сайт Департамента культуры и целиком выстроить свою культурную программу сам: заказать электронные билеты и так далее. Так происходит во всем мире». Я спросил, не завидно ли Департаменту культуры, что «Москву космическую» придумали не у них, а в Комитете по туризму. «Да ничего, благодушно ответил глава отдела музейно-выставочной работы, у них комитет и так маленький. Надо же им чем-то заниматься».

moscow-space.com