В российских вузах начинают изучать моду

Этой осенью открылись сразу четыре курса теории и истории моды
Александр Котляров

Столы по кругу, на стене огромный проекционный экран, студентки, некоторые с айпэдами или ноутбуками, элегантно одеты, глаза горят. «Давайте определимся, что такое икона стиля. Это максимально упрощенный образ человека, набор внешних признаков, который легко воспроизвести» - так начинается первая лекция курса «Журналистика моды и стиля жизни» на журфаке МГУ. Лектор, журналист и писатель Серафима Чеботарь, обращается к аудитории с просьбой назвать иконы стиля XX века. Студентки наперебой перечисляют: Грейс Келли, Коко Шанель, Мэрилин Монро, Одри Хепберн. «А кто, собственно, сделал Одри Хепберн иконой?» - спрашивает Чеботарь. Ответ следует незамедлительно, чуть ли не хором - Юбер де Живанши. Девушки действительно интересуются модой, они подготовлены. «Когда мне было 14 лет, мама отправила меня работать моделью. А потом я поняла, что мне это неинтересно, что хочу изучать моду, писать о ней», - делится со мной студентка Настя Пенязь. «Я давно занимаюсь модой. На первом курсе уже проходила практику в глянцевом журнале, была ассистентом стилиста. И когда услышала, что у нас будет такой курс, обрадовалась», - добавляет другая студентка, Катя Коренева.

«Академия долго не шла на союз науки и моды, по-прежнему полагая, что мы занимаемся тем же, чем и глянцевые журналы, - изучаем тренды, представляем бренды»

Попытки рассказать о моде как о предмете, достойном серьезного изучения, с этой осени предпринимаются не только в МГУ, но и в Российском государственном гуманитарном университете, Выс­шей школе экономики, кроме того, в ближайшие дни в Культурном центре ЗИЛ откроется «Фабрика моды». Новые проекты не дублируют друг друга, каждый заполняет свою нишу. В МГУ - упор на журналистское образование, в РГГУ и ВШЭ - больше теории и истории, а на ЗИЛе теория подкрепляется практикой. «Хорошо, что в России появляется модное образование - ведь не все могут позволить себе учиться за границей. Правда, мне кажется, более правильным было бы создавать у нас интернациональные кафедры и обучать желающих окунуться в эту весьма маргинальную, хоть и важную профессию, - объяснила «Пятнице» бывший главный редактор Vogue, ныне главред Interview Алена Долецкая. - Мне постоянно приходится сталкиваться с профессиональной безграмотностью наших фэшн-журналистов. И главная слабость - в отсутствии именно фундаментальных, базовых знаний. А результат - неумение анализировать, относиться критически к предмету. Отсутствие культуры и чувства юмора - все это заменено на пафос».

МГУ: рюшки и теги

С этого учебного года третьекурсники журфака МГУ могут выбрать себе образовательный модуль с модной тематикой. Идея его создания принадлежит декану, профессору Елене Вартановой, а руководит им эксперт моды, ведущая программы «Модный приговор» Эвелина Хромченко. «Готовить проект мы начали еще два года назад. Тогда нам стало очевидно, что необходимо заполнить пробелы в журналистском образовании по теме моды, которое в основном сводится к краткосрочным коммерческим курсам, - рассказала «Пятнице» Елена Вартанова. - В ближайших планах открыть соответствующее направление в магистратуре, на втором высшем образовании и на программах профессиональной переподготовки». Возможно, в скором времени в МГУ появится самостоятельная кафедра журналистики моды.

Преподавать приглашены фэшн-журналисты - например, Елена Сотникова (Elle), Дарья Веледеева (Harper's Bazaar), Ольга Михайловская (Vogue); историк моды Раиса Кирсанова, автор книги «Азбука моды», главный редактор журналов моды советской эпохи Лидия Орлова и другие. «Фэшн-журналист должен не только ориентироваться в диспозиции сегодняшнего рынка моды и истории предмета, но и знать технические подробности, например, чем отличаются тренч от плаща, рюшка от оборки, должен уметь правильно описать складку, - говорит Эвелина Хромченко. - Забавно, что единственный советский источник, в котором хорошо раскрыта эта тема, это архив Следственного комитета РФ - должны же были его сотрудники корректно описывать, что и где было простреляно во время преступления. Так что мы будем создавать учебные пособия».

Экзаменов и зачетов в традиционной форме не будет, но и расслабиться не выйдет. Кафедра разработала строгие правила: каждая лекция должна быть записана на диктофон и расшифрована (без грамматиче­ских ошибок). Студенты обязаны обзавестись аккаунтами в нескольких социальных сетях (не менее четырех) и после каждого занятия размещать там посты и фотографии с определенным набором тегов.

РГГУ и ВШЭ: научный подход

Проекты в области создания теоретической науки о моде инициирует команда журнала «Теория моды» (издатель - НЛО). С октября в РГГУ, в рамках Школы художественных практик на факультете истории искусства, культуролог, шеф-редактор журнала Людмила Алябьева прочтет вводный курс. А со следующего учебного года там же планирует открыть магистратуру по программе «История и теория моды». Студенты смогут посещать лекции по истории костюма, визуальной культуры, модной фотографии, авторские культурологические курсы - например, «Искусство естественности» Ксении Гусаровой или «Мода и танец» Ирины Сироткиной.

О практическом применении теории в РГГУ тоже не забывают: на семинаре под руководством редактора журнала Татьяны Григорьевой будут учить писать рецензии на модные выставки. Среди преподавателей в основном постоянные авторы журнала Ольга Вайнштейн, Оксана Гавришина, Юлия Демиденко и многие другие. «То, что в России необходимо образование в этой области, я поняла давно, на самом деле сразу после выхода первого номера журнала «Теория моды», - рассказывает Людмила Алябьева. - Но академия долго не шла на союз науки и моды, по-прежнему полагая, что мы занимаемся примерно тем же, чем и глянцевые журналы, - изучаем тренды, представляем бренды». Но это не так, говорит Алябьева. «Теория моды» - междисциплинарная наука, поле, на котором встречаются и делятся своими знаниями историки костюма и искусствоведы, социологи и психологи, антропологи и этнографы. «Думаю, что открытие магистратуры станет фактом признания серьезного научного статуса за модными штудиями», - отмечает она.

Кроме того, науку о моде все теми же силами будут развивать и в Высшей школе экономики, где сейчас работает центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды». С будущего года там откроется самостоятельная программа «Теория моды: одежда, тело, культура».

ЗИЛ: завод и фабрика

Проект Fashion Factory начинает работу при Культурном центре ЗИЛ в октябре. И здесь будут готовить дизайнеров, директоров брендов, ретейлеров - в общем, научат создавать красивые вещи и продавать их. На «Фабрике моды» тоже собираются делать упор на практику: «Сотни юношей и девушек ежегодно остаются невостребованными дизайнерами или пиарщиками. Претендуя на многое, на деле они не умеют ничего. Мы дадим этим ребятам возможность погрузиться в реалии модной индустрии, приобрести опыт, квалификацию, обзавестись связями, задумать и воплотить собственные первые проекты, отчитаться ими перед работодателями и инвесторами. Молодые специалисты будут проходить практику в домах моды, мы поможем им трудоустроиться и стать своими в международной модной индустрии», - рассказала «Пятнице» автор и куратор проекта Fashion Factory, дизайнер Людмила Норсоян. К обучению привлекут и российских, и зарубежных экспертов - журналистов, материаловедов, руководителей производств, специалистов по продажам, юристов, экономистов.

На данный момент заявлено несколько тематических курсов - «Инновационные среды на ЗИЛ» (это цикл круглых столов, дискуссий, посвященных развитию модной индустрии, высоких технологий); Zoom - серия лекций и мастер-классов по узким темам. «Кроме того, мы запускаем курс по изучению английского языка - рабочего инструмента для специалистов моды. Особая лексика и стилистика, технические термины, специфика написания текстов о моде на английском будут преподаваться на базе популярных англоязычных фэшн-блогов, глянца и профессиональной литературы, видеоматериалов», - рассказывает Норсоян. «Модному» английскому научит стилист и преподаватель кафедры западноевропейских языков МПГУ Станислав Зимин.

Также на платформе ЗИЛа планируют создать инновационный производственный центр. Туда хотят завезти современное швейное, вязальное оборудование, на котором можно будет создавать коллекции. Среди прочих планов «Фабрики» - выставки, показы и конкурсы для начинающих дизайнеров.