Столичные театры готовят сразу две премьеры по Шекспиру

Каких сюрпризов стоит ждать от постановок в «Сатириконе» и Театре Наций
Нетрадиционный Шекспир: сцена из спектакля «Укрощение строптивой»/ Вера Родман

Два московских театра - «Сатирикон» и Театр наций - выпускают шекспировские премьеры. Классические тексты сегодня почти никогда не звучат в первозданном виде, вот и от этих спектаклей стоит ждать сюрпризов.

Яго, Отелло и Андрей Краско

С театром «Сатирикон» у режиссера Юрия Бутусова давний роман: он поставил здесь уже четыре спектакля. Последний из них - безумная, избыточная, полная молодого драйва «Чайка» - даже породил маленький местный культ: у спектакля есть фанаты, которые ходят на него будто на рок-концерт.

Мощный энергетический заряд обещает и новая премьера - «Отелло». Известно, например, что музыку для спектакля написал театральный композитор Фаустас Латенас, но прозвучит тут и настоящий коктейль с фрагментами от Баха и Мендельсона до Бликсы Баргельда, Эминема и группы «Колибри». Что кроме текста Шекспира (сразу в трех переводах: Сороки, Пастернака и Лейтина) в действие будут вплетены фрагмент из «Руслана и Людмилы» Пушкина и стихотворение Ахматовой «Забудут? - Вот чем удивили». Зачем, почему - узнать удастся только на премьере: причинно-следственные связи и образы у Бутусова часто довольно причудливы. Любопытно, что в спектакль войдет еще одна тема - личные воспоминания режиссера, связанные с покойным питерским артистом Андреем Краско.

Интересно выглядит распределение двух главных мужских ролей, Отелло и Яго. Этих героев обычно воспринимают как антиподов, однако в Денисе Суханове (Отелло) и Тимофее Трибунцеве (Яго) больше сходства, чем различия: в обоих есть тонкость, нервность, темперамент. Есть в обоих и лиризм, так что вряд ли Яго окажется здесь однозначным злодеем.

Обычно не меньше половины успеха спектаклей Бутусова в сценографии художника Александра Шишкина. В «Отелло» сцена будет уставлена старыми осветительными приборами, рельсами, картонными коробками. Эта тема съемки и киношных флешбеков у Бутусова уже возникала, его недавний спектакль в Театре им. Ленсовета так и назывался: «Макбет. Кино». В «Отелло» с камерой в руках будет ходить Яго.

Танцы на палубе

В программке «Укрощения строптивой» Театра наций список действующих лиц выглядит замысловато: Чулпан Хаматова играет не просто Катарину, а «Повариху в роли Катарины», а Рустам Ахмадеев не Петруччо, но «Штрафника в роли Петруччо». Есть в этом списке генерал и капитан, фельдшер и контуженный, лейтенанты и рядовые. Оказывается, действие спектакля разворачивается на морской военной базе или на корабле, личный состав которого решил разыграть шекспировский сюжет в виде этакого капустника.

По словам молодого режиссера Романа Феодори, главное для него в этой комедии - сам феномен игры, в которую погружены все участники и где процесс куда увлекательнее результата. Люди играют друг с другом по-разному, в том числе при помощи танца или музыки; вот и актеры в спектакле будут танцевать, играть на разных инструментах, выполнять акробатические трюки и прыгать на батуте. Отдельная линия придумана для Ольги Волковой: актриса изобразит целых шесть персонажей из разных шекспировских пьес.

Но главный игровой нерв этой истории, конечно, в остроумных перепалках Катарины и Петруччо. Эти (и некоторые другие) диалоги адаптировал для спектакля Дмитрий Быков. Лихорадочные отношения Катарины и Петруччо, с их постоянной борьбой за лидерство, очень современны, так что от главной актерской пары спектакля многого ожидаешь. Чулпан Хаматова отлично умеет играть подобную смесь юмора и драматизма, ну а для Рустама Ахмадеева роль Петруччо - реальный шанс показать, на что он способен.

19, 20 октября, «Отелло», театр «Сатирикон», satirikon.ru; 24, 27 октября, «Укрощение строптивой», Театр наций, theatreofnations.ru