В Москве пройдет первая персональная выставка Ман Рэя

Работы мастера, радикально изменившего фотографию, покажут в Пушкинском музее
Андре Дерен. 1927/ Man Ray Trust/ ADAGP/DACS

Джульет. 1947.

Катрин Денев. 1968.

Ман Рэй изменил искусство фотографии так же радикально, как Казимир Малевич - искусство живописи

В Отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина открывается выставка «Ман Рэй. Портреты»

Это первая в России персональная выставка Ман Рэя - мастера, изменившего искусство фотографии так же радикально, как Малевич - искусство живописи. Своими богатейшими коллекциями поделятся известные музеи мира, включая парижский Центр Помпиду. Организатор выставки - Национальная портретная галерея в Лондоне.

Покажут более ста работ, созданных Ман Рэем за 60 лет, с 1916 по 1976 год. Среди них - галерея портретов тех, кто прославил XX век (от Кокто и Дали до Пикассо и Шанель). Также привезут эротиче­ские и причудливые снимки многочисленных любовниц худож­ника, включая знаменитую работу «Скрипка Энгра» 1924 года: фотопортрет певицы Кики с Монпарнаса в образе девушки-скрипки, на спине которой две загогулины, изображающие эфы - резонаторные отверстия на корпусе смычкового инструмента. Сама композиция четко рифмуется с известной картиной Энгра 1808 года «Купальщица Вальпинсона».

Демонтаж мира

Прошедшей весной в Мультимедиа Арт Музее в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» уже выставляли работы Ман Рэя - в рамках экспозиции «Это Париж!». Там был представлен процесс рождения модернистской фотографии в творчестве целой плеяды мастеров 1910-1930-х годов. Помимо Ман Рэя, показывали работы Доры Маар, Жана Мораля, Даниэля Маскле, Жермены Круль, Эжена Атже. Все это дало возможность понять сам механизм создания нового авангардного фотообраза. Он предполагал радикальный демонтаж привычной картинки мира ради конструирования той реальности, что не вписывается в повседневный опыт.

К своей версии демонтажа и новой сборки увиденного в объектив мира Ман Рэй шел долго. Подобно многим авангардистам, происходил он из России, из Ковенской губернии. В конце XIX века семья будущего художника переехала в Нью-Йорк, и там-то его подлинное имя - Эммануэль Радницки - сменилось на Ман Рэй. В Нью-Йорке Ман Рэй подружился с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа, стал одним из лидеров движения дада. Начинал художник в 1910-е годы с изготовления объектов и картин, что мыслились манифестами дадаистского искусства, предполагавшего поиски смысла в очевидной бессмыслице. Сама бессмыслица создавалась методом изъятия обычных предметов из привычных причинно-следственных связей (пример: созданный Ман Рэем «Подарок» - утюг с гвоздями на подошве).

Ирреальные портреты

К фотографии Ман Рэй обратился рано, в начале 1910-х, однако профессионально фотоискусством начал заниматься, переехав из Нью-Йорка в Париж в 1921 году. Фотография помогала ему выжить, портреты приносили доход. Любопытно, что сам Ман Рэй к тому виду творчества, который его прославил на весь мир, относился почти равнодушно. Он считал фотографию низким жанром, отвечающим его афоризму: «Создавать - это божественный труд, копировать - человеческий». Невысокое мнение о традиционной, «подражательной» фотографии заставило Ман Рэя яростно и безжалостно «смазывать карту будня», узнаваемое делать неузнанным, загадочным.

Помимо портретов, Ман Рэй увлекается созданием так называемых рейографов - изображений предметов, положенных на фотобумагу и засвеченных лампой. Проступавшие на отпечатке фантастические объемы и формы ассоциируются с абстракт­ными моделями, что создавались в лабораториях архитекторов-конструктивистов (кстати, в России конструктивисты тоже экспериментировали с отпечатками предметов, запечатленных без фотоаппарата, они называли такие опыты «фотограммами»).

И все же главным занятием Ман Рэя - фотографа было создание портретов. Он фотографировал модели так, что между зрителем и изображением непременно возникал умо­зрительный экран, трансформирующий банальное в фантастическое и ирреальное. На некоторых снимках лицо оказывалось подобным помещенной рядом маске. Оно вообще могло быть закрыто руками, а портретным тогда оказывалось соблазнительное тело (портрет художницы Мерет Оппенгейм). Контакт с моделью для зрителя устанавливался сквозь многочисленные помехи. Привычный статус позирующего демонтировался с помощью различных механизмов и предметов. Даже тоненькая рамочка в руках Жана Кокто, сквозь которую он смотрит на нас, создает эффект двойной дистанции, неузнаваемого в узнанном.

В имени «Ман Рэй» «рэй» переводится как луч. В фотоискусстве глаз художника оказывался тем лучом-скальпелем, с помощью которого он препарировал мир ради расширения границ его познания.

30 октября - 19 января, arts-museum.ru.