Игорь Сердюк: Праздник урожая

Зачем винные хозяйства берут добровольцев на сбор винограда

Развивать виноделие в нашей стране стоит хотя бы затем, чтобы народ полюбил полевые работы

Со времен Тома Сойера известно, насколько жгучей может быть тяга к труду. Вовремя осознав ее привлекательность, Том Сойер легко нашел добровольцев на покраску забора. А современные винодельческие компании, руководствуясь почти тем же принципом, приглашают к себе добровольцев на сбор винограда.

Этой осенью несколько крупных французских и итальянских хозяйств принимали у себя группы сборщиков, состоявшие из журналистов, клиентов и партнеров по бизнесу. Законодательно ограниченные в возможностях традиционного маркетинга, виноделы испытывали целевую аудиторию на предмет ее тяги к земле. Сермяжная эта тяга была продемонстрирована с энтузиазмом, которого государство тщетно пыталось добиться от граждан на сборе картофеля или свеклы еще лет тридцать назад. Пожалуй, развивать виноделие в нашей стране стоит хотя бы затем, чтобы народ полюбил полевые работы.

А ведь сам по себе сбор винограда - занятие трудоемкое, требует определенной сноровки. И дело не только в том, что сборщикам приходится гнуть спину и перетаскивать от куста до куста тяжелые ведра. Ручной сбор - это одновременно и первая сортировка урожая. Подгнившие и недозревшие грозди не собирают вообще, а к отобранным для переработки следует относиться с любовью и трепетом.

Если виноградник не второсорт­ный, а вино, которое предполагается произвести, претендует на высокий уровень, то при сборе важно не повредить ягоды и не допустить окисления сока. Собственно в этом и состоит смысл ручного сбора в век всеобщей механизации. Чтобы избежать грубого механического воздействия при транспортировке, собранный виноград кладут в специальные неглубокие ящики. Грозди должны лежать в них так же картинно, как на витрине супермаркета. Тут есть о чем беспокоиться: цена винограда на лучших участках Бургундии или Шампани достигает 5 евро за килограмм.

Если учесть, что размер вино­градника может быть даже меньше гектара, станет понятно, почему случайных людей к настоящему сбору стараются не подпускать. Но как форма активного отдыха на свежем воздухе с PR-эффектом это, конечно, работает.

Сбор в этом случае ограничивается кратковременной вылазкой VIP-гостей на виноградник, показательным разделением на две-три бригады и соревновательной уборкой нескольких соседних грядок. Пары часов непринужденной работы обычно хватает, чтобы уважаемым горожанам наскучила биодинамика, после чего тусовка плавно перемещается в пикниковую зону.

Но даже скоротечная встреча с реальностью обещает открытия. Научиться узнавать каберне-совиньон по форме листа и отличать мергель от сланца на ощупь вы сможете только на винограднике. В будущем вам едва ли придется применять опыт на практике, но зато как приятно потом в светском обществе поддержать разговор на популярную винную тему.

Поездка на виноградник всегда вызывает вопросы. Но если в начале поездки они имеют смысл скандально-провокационный: «Зачем нас сюда привезли, если виноград собирают комбайнами?» - то после окончания тура их характер меняется на концептуально-мировоззренческий: «Не поменять ли профессию и место жительства?» От опасностей рефлексии обычно спасают вопросы вполне прагматические: «Как отстирать пятно на джинсах?» и «Подойдет ли виноградный секатор для разделки курицы?».

Сбор винограда не всегда приобретает смысл туристиче­ского увеселения. Небольшие хозяйства, не обремененные ни титулами, ни бюджетом на маркетинг, иногда приглашают желающих поработать на вино­граднике по-настоящему. Если вы рассчитываете на выносливость вашей спины и силу рук, вам этот вид осеннего отдыха может понравиться. Потренируйтесь с ведром у колодца, привыкните к секатору и отправляйтесь. Не забудьте перед отъездом перечитать «Тома Сойера».

Автор - куратор проекта «Винотека.ru»