Александр Вершинин: Штрафы на нашу голову

В чем смысл последних антиводительских законов

Целью является не борьба с пробками и стихийными парковками в центре, а отъем максимально возможных сумм с помощью штрафов

Одним осенним утром жители переулка в Центральном административном округе столкнулись с необычным явлением. Выйдя с утра к вполне законно, то есть по всем правилам недавно появившейся разметки, запаркованным автомобилям, они обнаружили, что ночью машинами кто-то жонглировал. Вместо аккуратного ряда небрежная свалка из стоящих то в полуметре от тротуара, то под неестественным углом к бордюрному камню транспорт­ных средств. Из-под машин вытекали ручейки странной известковой субстанции, а на проезжей части валялись цилиндры выпиленного асфальта. В центре каждого парковочного места за ночь возникла грязная клякса, потерев которую подошвой, самые любознательные могли обнаружить причину стихийного бедствия - парковочный сенсор.

Московские власти выбрали самый интеллигентный способ оповестить местных жителей об изменениях, связанных с расширением зоны платной парковки до Садового кольца, - сделали вид, что ничего не происходит. Украдкой подняли каждую машину, закопали под нее сенсор и замазали его до торжественной постановки перед фактом. Любые коммуникации с согражданами, видимо, признаны излишними: никто не удостоил жителей центра объяснениями, что делать и куда идти автовладельцам, чье бесплатное место для автомобиля вдруг стало стоить 120 000 рублей в год. Садовое кольцо между тем значительно больше Бульварного, в его пределах живет и работает весьма широкая аудитория.

Неуместная скрытность чиновников, к сожалению, убивает любые шансы на положительное отношение к вполне разумному проекту по освобождению центра столицы от лишних машин. Становятся очевидны все странные детали инициативы - от повышения цен на парковку до небрежности нанесения разметки и нежелания строить многоярусные паркинги в платной зоне. Некоторые склонные к анализу автовладельцы даже могут решить, что целью проекта является не борьба с пробками и стихийными парковками в центре, а отъем максимально возможных сумм с помощью штрафов. Не муниципальная стратегия развития города, а чистый бизнес избранных лиц.

Подобные умозаключения подкрепляются сонмом законодательных инициатив, которые обрушились на головы автовладельцев в последнее время. Чего стоит один билль о принудительной эвакуации автомобилей, согласно которому тарифы устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, а не массы самого транспортного средства. Есть ли в Департаменте транспорта сотрудники, действительно верящие, что для эвакуации Lamborghini Aventador надо переместить на штрафстоянку табун из 700 лошадей? Для борьбы с колеями на проезжей части те же законотворцы предлагают не четкое соблюдение технологического процесса и качества сырья при укладке асфальта, а повышение акцизов на шипованные шины, отказаться от которых владельцы машин все равно не смогут из-за отвратительной или вовсе отсутствующей уборки трасс в зимние месяцы.

Депутаты и вовсе считают, что слишком шумные автомобили необходимо штрафовать на 10 000 рублей и принудительно эвакуировать, естественно, по текущим беспощадным тарифам. Владельцы машин, которые стоят дороже, чем разрешенные чиновникам служебные, должны платить двойную, а то и тройную ставку любого штрафа. Кроме того, практически любого водителя можно признать агрессивным - и оштрафовать на 5000 рублей. А тот факт, что значительное повышение штрафов за превышение скорости никак не изменило статистику нарушений, - это вовсе не доказательство бесполезности драконовских мер в отношении водителей. Напротив, текущая бизнес-стратегия властей оказывается абсолютно верна: у российских автовладельцев еще есть наличные, и их можно изъять еще сотней сравнительно честных законодательных методов.