Новые способы погрузиться в чужую культуру становятся все популярнее

Что такое арт-хобби-туры и чем они отличаются от обычных путешествий
Александр Котляров

«Двадцать лет назад я путешествовал «галопом по Европам». С тех пор побывал в 56 странах и понял, что пора углубляться»

В середине ноября в Брюсселе прошла встреча туроператоров из разных стран под названием «Арт-хобби-туры в России и Европе». Организаторы объясняют, что «арт-хобби-тур» - это такая групповая поездка, во время которой путешественники на практике знакомятся с традициями страны, ее искусством, ремеслами, кухней. Они либо овладевают новыми навыками, либо развивают те знания и умения, которые у них уже есть. На встрече были представлены самые разные программы: например, тур по Бельгии и Голландии с мастер-классом по плетению кружева в Генте и Брюгге или путешествие «Напишем сами книгу в Эдинбурге», которое предполагает поездку по Шотландии, плюс семинар о том, как написать и издать книгу, плюс - куда же без этого - дегустацию виски.

«Люди уже много где побывали, теперь им хочется понять, почувствовать страну, а не набегаться-насмотреться «для галочки», - говорит Ирина Цуканова, управляющий партнер туристической компании More Than Travel, одна из тех, кто побывал на встрече в Брюсселе. По ее мнению, путешествия с углубленным, как сказали бы в школе, изучением предмета пользуются спросом. Фототуры под руководством опытного фотографа существуют уже давно, несколько месяцев назад одна из барнаульских компаний организовала «арт-туры» по Алтаю «Почувствуй себя художником» под руководством профессионального пейзажиста, а поездки по Золотому кольцу часто совмещены с мастер-классами в Палехе и Гороховце, где делают кукол. Ясно, что такое предложение не может и не должно быть дешевым и массовым: его основа - клубная система, когда все друг друга знают и почти невозможно попадание случайных людей. «Клиенты возвращаются в восторге, но уговорить их на эту поездку трудно, потому что они гораздо дороже обычных», - признает Алла Векшина, директор компании «Идни», организующей туры с мастер-классами по Золотому кольцу. По словам Надежды Макатровой, руководителя туристического консалтингового агентства «Конкретика», многие путешественники - особенно в больших городах - интересуются в первую очередь не тем, что им покажут, а тем, кто и как им про это расскажет: «Для мегаполиса характерно ходить на экскурсовода, а не на экскурсию. Работая с региональными туроператорами, мы говорим им: ищите людей, которые знают факты и умеют интересно рассказывать, и они приведут за собой туристов. Есть города, где вроде бы нечем удивить, но артистичные, знающие экскурсоводы влюбляют в этот город на всю жизнь».

Пора углубляться

«20 лет назад я путешествовал, что называется, галопом по Европам. С тех пор побывал в 56 странах и понял, что пора углубляться», - говорит генеральный директор компании «Арт-Фуд» Константин Игнатов, один из постоянных участников проекта More Than Travel. Самое сложное и ответственное в организации подобной поездки - поиск эксперта, который сумеет показать город и страну «изнутри». Например, писатель Игорь Оболенский, собеседник патриарха Грузии Илии II, автор «Историй грузинских мужей» и «Историй грузинских жен» - книг о выходцах из этой страны, принесших ей славу в мире, - приводит в дом к Софико Чиаурели, где все осталось так, как было при ее жизни: афиши, фотографии, сцена для домашних спектаклей. Это не музей, а частное пространство, принадлежащее сыну Софико, здесь перестаешь быть туристом и становишься гостем. В Бодбийском монастыре, где покоятся мощи святой равноапостольной Нины, вас благословит сама настоятельница, игуменья Феодора. Мало кому доведется в Японии побывать в мастерской художника Окуда Юсая - он возродил рецепт окрашивания шелка, при котором рисунок на солнце меняет цвет. В гости к художнику путешественников привела востоковед и переводчик с японского Татьяна Наумова, работающая с More Than Travel. Она же помогает попасть на чайную церемонию, где встреча туристов не поставлена на поток, в день - не более одной: для каждой церемонии продумывают образ (например, белая хризантема и красный кленовый лист), которому подчинено все: и подбор чашек, и цвет сладостей, и специально сложенное хайку.

Важна картинка

Ирина Цуканова рассказывает, как два года назад у нее родилась идея «экспертных» путешествий. Она занималась организацией публичных лекций, и одним из лекторов был Олег Чернышев. Рассказывая о византийских мозаиках в Равенне, он отметил, что до конца передать впечатление словами невозможно. «За чем же дело стало? - спросил кто-то из зала. - Давайте съездим!» С тех пор Олег Чернышев провел не одно путешествие по Европе: Равенна, Рим, Ницца, Париж, в феврале будут Вена и Будапешт. «Он превосходно знает историю искусства и поэтому не повторяет раз и навсегда затверженные вещи, а думает, размышляет, общается. С таким человеком гораздо глубже все воспринимаешь», - делится впечатлениями Константин Игнатов. Многие, прежде чем отправиться в тур, посещают несколько лекций, чтобы не начинать знакомство с городом с нуля. Для других краткий вводный курс читают в первый день путешествия, дополняя его просмотром фильмов - в Японии, например, новеллами Акиры Куросавы, чтобы, как говорит Цуканова, «перед глазами сразу была картинка».

А иногда все путешествие устраивается ради картинки. Школа Перотти, объединяющая людей, увлеченных живописью, проводит выездные пленэры в Тоскане и на озере Гарда. Директор школы Светлана Перотти и ее муж итальянский художник Федерико Перотти превращают поездку в настоящее приключение. «Мы хотим отвлечь человека от офисной и домашней рутины, перенести его в другое измерение, только тогда у него возникнет желание писать, - говорит Светлана. - На горе Монте-Бальдо мы поднимаемся в забытые пещеры, ходим по старым романским храмам, посещаем живописные деревенские праздники, учимся готовить и разбираться в местных винах». Все это, по словам Светланы Перотти, дает новые источники вдохновения - и тогда наступает кульминация путешествия: ставишь мольберт на склоне тосканского холма и пишешь с натуры.

А что делали - покажем

Партнер венчурного фонда Runa Capital Вера Шокина, постоянно работающая в Москве и Сан-Франциско, решила, что подготовку дочерей к престижному вузу нужно начинать уже с детства. Она проконсультировалась с российскими и американскими специалистами по высшему образованию и пришла к выводу, что основой такой подготовки должны стать чтение и путешествия. «Однако ни в Америке, ни в России я не нашла школы, которая давала бы детям широкую гуманитарную подготовку, основанную на подобном принципе. И решила заняться этим сама». Так возник ArtWeekend, детская школа европейского искусства.

Ребятам 7-12 лет предлагается интенсивная образовательная программа. Сначала они получают довольно серьезный список книг, затем в выходные проводится курс предварительных лекций, в следующие выходные - поездка с осмотром памятников и практическими занятиями, когда дети обсуждают увиденное с преподавателем, разбиваются на команды, соревнуются в том, кто лучше усвоил материал: например, кто больше вспомнит признаков классического стиля в архитектуре. В заключение, уже в Москве, проводится урок с повторением пройденного. «Моему Макару девять лет, он очень спортивный, любит хоккей, а вот за книгу усадить его было невозможно. Но перед поездкой в Стокгольм он начал читать и как-то втянулся. За лето прочел «Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях». Раньше было даже невозможно представить себе, что он возьмется за такую книгу», - рассказывает юрист Наталья Чельцова, уже несколько раз съездившая в сыном в арт-уик-энды. Екатерина Новикова, старший вице-президент Ситибанка, побывавшая с дочкой в арт-уик-эндах в Париже, Флоренции, Зальцбурге, тоже рада ее успехам: «Она идет после занятий по городу - и вдруг узнает какую-то капитель: о, говорит, вот коринфский ордер».

Правильная рассадка

Шокина подчеркивает, что для такой программы она находит «преподавателей университетского уровня, которые про Моцарта или Микеланджело рассказывают с любовью, со страстью». Это, например, филолог и историк Виктор Сонькин, чья книга «Здесь был Рим» только что получила премию «Просветитель-2013», писатель, журналист и автор замечательного детского путеводителя по Израилю Линор Горалик, концертирующий пианист и преподаватель московской консерватории Виталий Юницкий, специалист по античности Галина Юзефович. Юницкий вместе с Верой Шокиной сейчас готовит программу по Санкт-Петербургу, чтобы в канун Рождества побывать в Мариинке на «Щелкунчике» в декорациях Шемякина. Виталий говорит, что спектакль - это лишь верхушка айсберга: «Нужно рассказать им не только про Чайковского, но и про Глинку, и про «Могучую кучку» и записать на диск отрывки произведений, которые надо прослушать перед поездкой». Юницкий, у которого тоже двое детей, умеет сделать свои занятия увлекательными. Он учит делить инструменты по группам (деревянные духовые, медные духовые и т.д.), определять их на слух, придумывает игры, когда каждый из участников «становится инструментом», а потом все должны рассесться так, чтобы получился симфонический оркестр.

Самолет не входит

Путешествовать «с погружением» довольно дорого. Январская программа в More Than Travel в Грузии на шесть дней и пять ночей обойдется в 1400 евро, февральские Вена - Будапешт в 1900 евро, но это без учета стоимости билетов. Порядка 2000 евро без перелета стоит и недельная поездка в школе Перотти. Что касается ArtWeekend, то изначально проект не задумывался как коммерческий. Участниками первого арт-уик-энда стали дети друзей, и Вера, наоборот, сама «дофинансировала» его: из своих денег оплачивала работу преподавателей, сама составляла программу в городе, обходя все точки маршрута с секундомером. Однако постепенно появлялись новые клиенты, друзья друзей, причем многие из них присоединялись к команде, прочитав дневники, которые дети вели в поездке. Постепенно составился своего рода образовательный клуб. Участники стараются не пропускать занятий и поездок, которые проводятся пять раз в год. Путешествие на взрослого с ребенком на уик-энд обходится в 2000 евро (без учета стоимости визы и авиабилетов): сюда входит гостиница 4-5 звезд с полупансионом, сити-карты, дающие преимущество при посещении музеев, аренда автобуса для выезда за город, оформленные методические материалы для детей и родителей и, конечно же, оплата работы экспертов. Шокина отказалась уточнить, какой у них гонорар, но подчеркнула, что каждая поездка требует от них 80-90 часов подготовки. Ведь лекция должна быть интересна не только детям, но и родителям. «Мы, взрослые, тоже слушаем эти экскурсии, открыв рот, - говорит старший вице-президент Ситибанка Екатерина Новикова. - Присутствие взрослых в поездке обязательно, и мы уже заранее спорим, кто поедет - мама, папа или дедушка».