Социальные сервисы для путешественников конкурируют с отелями

Сайты, подобные airbnb, уверенно теснят даже ведущие гостиничные сети
Алексей Игнатов

«Если я еду на конференцию и звоню в отель, где все занято, но мне предлагают комнату в частном доме, с которым у отеля партнерские отношения, то почему нет?»

Компания airbnb начала работу в 2008-м: трое жителей Сан-Франциско решили сдавать комнаты с надувными матрасами в своем доме на время конференций, когда все отели заняты. Сегодня airbnb включает в себя более 500 тысяч предложений о краткосрочной сдаче жилья в 192 странах мира и составляет конкуренцию гостиницам. Как сообщил «Пятнице» директор по связям с общественностью компании airbnb Ник Папас, к декабрю 2013 года услугами компании уже воспользовались 6 млн гостей, в то время как с момента основания компании до начала 2013 года их общее число составило 4 млн.

По данным агентства NetBase, которое занимается изучением общественного мнения пользователей интернета, те, кто обсуждал путешествия в течение текущего года, почти всегда подчеркивали свою высокую лояльность бренду airbnb, говоря, что они его «очень любят». При этом Four Seasons и Hyatt они просто «любят», Sheraton им «нравится», Marriott «нравится на 70%», Hilton - «50 на 50». Многие клиенты airbnb подчеркивали, что вообще никуда бы не поехали, если бы не возможность остановиться во время путешествия у кого-то дома.

Мишель против прокурора

Неудивительно поэтому, что городские власти, в том числе и под давлением со стороны отелей, начали предъявлять претензии airbnb. Во-первых, некоторые владельцы недвижимости сдают ее через сервис постоянно, не платя налоги. Во-вторых, люди, которые предоставляют жилье незнакомцам на короткий срок, не могут гарантировать безопасность ни им, ни себе.

В июне житель Нью-Йорка Найджел Уоррен был оштрафован местными властями на $2400 за регулярную сдачу комнаты в своей квартире через сайт airbnb, а генеральный прокурор Нью-Йорка затребовал данные о 15 тысячах пользователей сайта за последние три года. Но тут в борьбу включились рядовые «юзеры». Некая Мишель - о которой известно только, что она бывшая военнослужащая и что благодаря сдаче в аренду комнаты оплачивает коммунальные услуги и откладывает деньги на учебу, - собрала 200 тысяч подписей в защиту сайта, который позволяет жителям «хоть немного заработать в кризисные времена» (по данным airbnb, 62% пользователей занимаются краткосрочной сдачей комнат, чтобы иметь возможность выплачивать кредит за жилье, купленное до 2008 года). В результате компания аirbnb не только отказала в предоставлении данных, но и успешно оспорила в суде решение о штрафе для Найджела Уор­рена.

Очень пригодились и данные компании о том, что только за год airbnb генерировала экономической активности в Нью-Йорке на $632 млн, из которых $104 млн не были напрямую связаны с проживанием. Ведь люди не только сдают комнаты туристам, но и рекомендуют им местные кафе, рестораны и магазины, которые не всегда найдешь в путеводителях.

Как разделить бренд

Гостиничный аналитик и партнер компании Altimeter Group, занимающейся поиском новых бизнес-моделей для традиционных бизнесов, Иеремия Оуянг сказал «Пятнице», что венчурный бизнес, работавший с Facebook, вложил более $120 млн и в развитие airbnb: «Теперь это не стартап, а глобальный игрок на рынке. У него такие сильные позиции, что можно не бояться конкуренции с отелями. А вот отелям лучше бы не воевать ни с этим ресурсом, ни с похожими стартапами, а попытаться сотрудничать». По словам Оуянга, есть три варианта такого партнерства: либо полностью выкупить бренд, но получится дорого, а со временем все равно появятся другие конкуренты; либо спонсировать компанию, «делясь» с ней своим именем, как делает банк Barclays с прокатными велосипедами в Лондоне; либо вместе с airbnb создавать апартаменты, предоставляя услуги консьержа, уборки и доставки туалетных принадлежностей в обмен на свой бренд.

Бенита Матофска, основатель сервиса Compare and Share, помогающего сравнить условия и цены на услуги разнообразных стартап-компаний, считает, что аirbnb для отелей - не проблема, а возможность: «Если я еду на конференцию и звоню в отель, где все занято, но мне предлагают комнату в частном доме, с которым у отеля партнерские отношения, то почему нет? Сейчас мы ведем переговоры с британским правительством, которое начинает понимать, что надо стимулировать потребителей «делиться» друг с другом ресурсами за небольшую плату, а не защищать интересы одной индустрии».

Для местного опыта

Наиболее прогрессивной в этом отношении оказалась Дания: министр городского и сельского жилищного хозяйства Карстен Хансен заявил, что краткосрочная сдача комнат не противоречит законодательству. Руководство штатов Мичиган и Калифорния, а также мэрии Гамбурга, Берлина, Амстердама и Сеула присоединились к этому заявлению. Мэр Сеула Пак Вон Сун рассказал «Пятнице»: «Мы намерены использовать airbnb и подобные сервисы для решения экономических, социальных и экологических проблем, стоящих перед городом. Количество гостей, приезжающих в Сеул, растет в среднем на 11,6% в год. Это означает, что к 2017 году нам понадобится около 23 тысяч дополнительных комнат. Сервисы типа airbnb помогают нам экономить на строительстве новых отелей, а также привлекают больше туристов, ведь людям интереснее останавливаться в чьем-то доме и смотреть на жизнь корейской семьи изнутри. Сегодня мировой тренд в туризме идет в сторону от простого осмотра достопримечательностей к получению «локального опыта», поэтому сданные комнаты в доме пенсионеров, которые хотят немного заработать, приносят выгоду не только им, но и прекрасно продвигают Южную Корею во всем мире. Мы отлично осведомлены о потенциальном конфликте между существующими законами и новыми формами ведения бизнеса, поэтому со следующего года мы собираем группу экспертов, чтобы начать работу с людьми, которые заинтересованы или уже заняты в области «совместного потребления». Мы также пробовали проводить консультации с отелями, но от них пока не поступило никакого ответа».

Наш коворкинг - ваш отель

На сегодня, пожалуй, единственным примером партнерских отношений отелей со стартапами можно назвать сотрудничество сетей Westin и Marriott с сервисом LiquidSpace, который позволяет моментально найти и забронировать рабочее место или конференц-зал. Marriott сформулировал новую маркетинговую концепцию: он хочет не только предоставлять услуги, связанные с проживанием, но и давать площадку для работы. «Эта крупнейшая гостиничная сеть сама обратилась к нам за помощью, - не без гордости сказал «Пятнице» генеральный директор LiquidSpace Марк Гилбрет. - Теперь в нашей поисковой системе присутствуют их конференц-залы, которые пользователи могут забронировать в режиме реального времени, что было недоступно ранее. С другой стороны, с помощью нашего ресурса Marriott оперативно находит для своих гостей самые разные бизнес-площадки». При этом Гилбрет добавил, что, по его мнению, люди будут продолжать сдавать и снимать жилье через airbnb и другие, похожие на него сайты: «Отели и социальные сервисы не должны враждовать, им стоит объединить усилия и сообща придумывать новые услуги».