В Москве открывается выставка Маурица Эшера

Большую ретроспективу знаменитого графика покажут в Музее современного искусства
День и ночь. 1938

Относительность. 1953

Рука с зеркальной сферой. 1935

Новоприбывшие воспитанники Хогвартса из саги о Гарри Поттере цепенеют при виде огромного атриума замка, увитого лестницами, которые переезжают с места на место по собственному усмотрению и меняют направление в самый неожиданный момент. Но даже вкупе с разговаривающими картинами и бродящими по коридорам привидениями все это лишь бледный отголосок фантастического пространства, созданного Маурицем Эшером в литографии «Относительность» (1953). В ней объединены сразу три гравитационных поля, так что пол для одного персонажа превращается в стену для другого, лестница, ведущая вверх, на самом деле идет вниз, два человека, ступающие рядом, могут направляться в разные измерения, а столы и стулья стоят на своих местах вопреки законам гравитации.

«Относительность» - одна из самых известных работ голландского графика, чья выставка открывается в ММОМА 11 декабря. В ней проявились главные черты творчества Эшера: бесконечное, как и его противоречащие логике пространства, исследование особенностей визуального восприятия, совершенство технического исполнения и огромный интерес к научным, математическим достижениям своего времени.

Впрочем, одержимость логическими загадками и математикой вовсе не была в основе экспериментов Эшера. Основополагающим для него стало знакомство с Италией. Работы, созданные художником в течение проведенных там 11 лет, составили отдельную часть экспозиции. Впервые Эшер приехал в Италию в начале 1920-х, встретил здесь свою будущую жену, с которой впоследствии поселился неподалеку от Рима. Каждый год он совершал длительные путешествия по стране и создал сотни зарисовок. Позже они превращались в гравюры с изображением похожих на длинноногие грибы пиний или узких, облепленных домами улиц, фрагментов зданий, увиденных с неожиданного ракурса, или средневековых замков, покоящихся на скалистых вершинах южной Италии. В это же время Эшер создает цикл «Сотворение мира». Мастерски вырисовыванные фигуры Адама и Евы, животных, птиц и растения - в них еще мало что предвещает интерес к искаженному пространству или неправильной перспективе. Лишь отдельные мотивы (например, повторяющийся орнамент коры деревьев или кожи змея-искусителя) обнаруживают интерес художника к сплошному заполнению плоскости узором.

Переход к фантастическим пространственным построениям состоялся в середине 1930-х, когда художник второй раз после длительного перерыва посещает испанскую Альгамбру. Он лихорадочно зарисовывает геометрические узоры, доставшиеся в наследство от мавров. Логика пространства захватывает его еще сильнее после того, как он показывает новые работы брату, специалисту по кристаллографии. Визуальное осмысление переходного периода можно увидеть в литографии «День и ночь» (1938) - это симметричная, зеркальная композиция, на которой изображены две стаи птиц: белые летят слева направо, черные - справа налево. Под ними два города - в одном ночь, в другом день. Если присмотреться, то видно, что в центре гравюры пространства между белыми птицами образуют таких же точно птиц, только черных, и наоборот. А если опустить взгляд ниже, то птицы обоих цветов постепенно превращаются в квадраты засеянного поля. Так повествование в графике Эшера превращается в геометрию.

Одну за другой он создает композиции, где в качестве центрального элемента использован зеркальный шар, в котором отражаются фигура художника и обстановка комнаты, например «Рука с зеркальной сферой» (1935). Примерно через двадцать лет, подружившись с математиком Гарольдом Коксетером и познакомившись с его объяснением феномена гиперболических двумерных сот, Эшер создаст серию работ, ставшую визуальным воплощением этого математического явления. Среди них представленный в ММОМА «Циклический предел III» (1959), где повторяющийся орнамент целиком покрывает сферическую поверхность, как бы вздуваясь в центре гравюры и уменьшаясь по мере удаления от него.

Следующим научным источником вдохновения для Эшера стали работы математика Роджера Пенроуза о «невозможных фигурах». Бесконечная пенроузовская лестница стала основой литографии «Восхождение и спуск» (1960). Здание, напоминающее итальянский средневековый замок, завершается лестницей, по которой обречены вечно ходить безликие персонажи эшеровской графики.

Эта и другие работы, сделанные с оглядкой на математические открытия, показаны в разделе выставки, посвященном «голландскому периоду». Также в экспозиции можно увидеть ранние произведения художника.

11 декабря - 9 февраля, mmoma.ru.