Стиль жизни
Бесплатный
Александра Машукова

Миндаугас Карбаускис выпускает новый спектакль

Все действие «Канта» и актеры, и зрители находятся в красном амфитеатре-шестиграннике на сцене
Светлана Немоляева (Анна-Регина), Михаил Филиппов (Кант), Вера Панфилова (Фридерика-Ребекка), Юлия Соломатина (Фоби)
Виктор Сенцов
В шестиграннике  Сергея Бархина  зрители сидят внутри в амфитеатре
В шестиграннике Сергея Бархина зрители сидят внутри в амфитеатре

Здесь найдется место и размышлениям о природе человека, и почти детективной интриге с девицей Фоби, которая приходит к философу подписать книгу

Художественный руководитель Театра им. Маяковского Миндаугас Карбаускис поставил «Канта». Спектакль по пьесе Марюса Ивашкявичюса об одном дне из жизни знаменитого философа, безусловно, среди наиболее ожидаемых премьер сезона. Обозреватель «Пятницы» побывала на репетиции и рассказывает, почему это так.

Пространство

Самое эффектное в «Канте» - это пространство. Сергей Бархин - классик отечественной сценографии, и для этого спектакля он придумал нечто исключительное. А именно: красный деревянный амфитеатр-шестигранник, который возвели прямо на основной сцене театра. Спектакль будет идти внутри, там же посадят зрителей (помещается около 140 человек). Этот «домик» на сцене напоминает и табакерку или музыкальную шкатулку, и зал шекспировского «Глобуса», и студенческую аудиторию. Сердцевина шестигранника - стол с полдюжиной стульев, вокруг которого и происходит действие: ведь вся история - это, по сути, обед у Канта. Крыши нет, так что публика видит у себя над головой колосники и осветительную аппаратуру, а если бросит взгляд поверх стены шестигранника в сторону зрительного зала, то ярусы балкона. И когда в спектакле гасят свет, зажигают свечи, начинает звучать Шуберт и раздается сухой стук падающих яблок, то возникает ощущение, будто за освещенным пятачком комнаты в доме Канта действительно простирается безграничный мир, который живет и дышит. Эта двойная оптика - и небо над головой, и то, что внутри самого человека, - как раз и необходима спектаклю на подобную тему.

Пьеса

Сорокалетний Марюс Ивашкявичюс - один из лучших современных драматургов. Это его ироничный абсурдистский «Мадагаскар» (основанную на реальных событиях историю о безумном прожекте переселения литовцев в Африку) в 2006 году привозил в Москву на гастроли Малый театр Вильнюса; пьесу ставил Римас Туминас. Ивашкявичюс - мастер увязывать вполне житейский сюжет и философские идеи, абсурд и исторические факты, комедию и мистику. Вот и здесь найдется место и размышлениям о природе человека, и почти детективной интриге с некоей Фоби, племянницей друга Канта, которая приходит к философу вроде бы подписать только что вышедшую «Критику чистого разума», а затем исчезает. Немало в пьесе и о любви («Совесть окончил, думал к любви приступать», - говорит Кант о своих изысканиях), к тому же Фоби очаровательна, так что неудивительно, что разговор присутствующих на обеде у Канта мужчин то и дело принимает фривольный характер.

Режиссер и актеры

Конечно же, «Кант» для Карбаускиса - неслучайный выбор: во-первых, этот режиссер вообще тяготеет к интеллектуальным авторам (он ставил Томаса Бернхарда, Леонида Андреева, Майкла Фрейна, Томаса Манна); во-вторых, именно в камерном пространстве наиболее полно может проявиться его дар точной работы с артистами. На репетиции Карбаускис говорил, что исполнители тут как разные инструменты, каждый из которых должен быть слышен и не похож на другого.

Ноту высокого простодушия вносит в этот ансамбль сам Кант в исполнении Михаила Филиппова (похоже, артист играет мудрого человека, который не боится показаться наивным). Ему парадоксально вторит слуга Мартин Анатолия Лобоцкого: этого бывшего вояку тоже постоянно тянет философствовать, да житейские хлопоты отвлекают. Особая тема - холодного интеллекта - у Светланы Немоляевой, которая однажды уже так сыграла Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках» Карбаускиса, что ее героиня оказалась едва ли не важнейшим персонажем спектакля. Есть ощущение, что и тут ее монахиня Анна-Регина может стать событием. Важна и роль Игоря Костолевского, который выйдет в спектакле в образе проповедника Шульца, человека слегка не от мира сего. При этом можно не сомневаться - на пятачке сцены от зрителя не ускользнет ни один нюанс актерской игры.

15, 16, 17 декабря, mayakovsky.ru.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать