Стиль жизни
Бесплатный
Юлия Савельева

В Исторический музей привозят автоматоны XVIII века

На выставке «Волшебное путешествие» можно увидеть оживших кукол и музыкальные часы-табакерку
Клетка-автоматон с «поющими» птицами,  XVIII век
Клетка-автоматон с «поющими» птицами, XVIII век

Движущаяся кукла «Волшебник» - современная версия автоматонов XVIII века
Движущаяся кукла «Волшебник» - современная версия автоматонов XVIII века

«Волшебное путешествие», Jaquet Droz

Детали: Юноша в парике и камзоле поочередно поднимает со стола два купола, и угадывать, под которым на этот раз окажется птичка, - сплошное детское удовольствие. И дело даже не в том, что облик этого персонажа по имени «Волшебник» (Magician) принадлежит ушедшей эпохе, а действия его слишком медлительны для цифровой эры, а в том, что он - «робот», созданный современными мастерами по образцу автоматонов XVIII века. Их изобретателем был Пьер Жаке-Дро, инженер и потомственный часовщик, основавший собственный часовой бренд в 1738 году. Его куклам, «ожившим» благодаря сложнейшим механизмам, - «Писарю», «Рисовальщику» и «Музыкантше» - когда-то поражались Людовик XVI и Мария-Антуанетта.

А сегодня подивиться инженерному и художественному мастерству XVIII века можно на выставке в честь 275-летия бренда Jaquet Droz. В Москву привезли 13 артефактов: музыкальные часы-табакерку, часы в виде клетки с поющей птицей, карманные часы с куртуазными сценками в эмалевой технике, напольные часы с музыкальным боем, настольные с автоматическими модулями. Название выставки - «Волшебное путешествие» - вполне оправдано: это настоящее путешествие во времени, которое старинные механизмы проделали без потерь, дойдя до наших дней в своем первозданном виде. Все тринадцать - вещи новообретенные для истории часового и декоративно-прикладного искусства. Когда в 2000 году едва теплившийся часовой бренд вошел в состав Swatch Group, то идеологи компании не только органично перенесли все достижения Пьера Жаке-Дро в современные наручные часы, но и решили позаботиться и о сохранении его наследия: за десять лет по крупицам собрали старинные образцы авторства Дро. Сегодня они хранятся в музее при мануфактуре Jaquet Droz в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон.

Наряду с творениями семейства Дро (отца и сыновей) в экспозиции и лучшие современные часы марки. И угадывать на циферблате сегодняшней модели рисунок корпуса карманных часов 300-летней давности или узнавать в птичке из табакерки пернатых в гнезде с циферблата новинки Jaquet Droz - тоже удовольствие, впервые доступное в Москве.

Когда: до 14 января 2014 года.

Где: Выставочный комплекс Государственного исторического музея, shm.ru.

Style and History, Cartier

Детали: Это крупнейшая ретроспектива французского ювелирно-часового дома Cartier: 600 экспонатов из музейных и частных собраний со всего мира демонстрируются в контексте той эпохи, когда были созданы. Вместе с портретами, нарядами, журналами, рекламными плакатами, архивными документами, эскизами и рисунками, записными книжками, фотографиями знаменитых клиентов и процесса создания тех или иных украшений. Посетители выставки смогут проследить художественную историю марки в хронологическом порядке: диадемы в стиле «Гирлянда» соседствуют с декоративными предметами, созданными под влиянием работ Фаберже; браслеты tutti frutti с резными цветными камнями на манер индийских украшений эхом отзываются в невероятных колье-воротниках, созданных собственно по заказу самих индийских махараджей и персидских шахов; рядом с первыми наручными часами Tank и Santos демонстрируются так называемые Mystery Clocks, часы со скрытым механизмом и стрелками, словно парящими в прозрачном хрустале. Отдельные разделы экспозиции посвящены знаменитым клиенткам Дома - Уоллис Симпсон, Элизабет Тейлор, Грейс Келли - и их украшениям. Интересно, что коллекция Грейс Келли или, вернее, княгини Монакской до сих пор является собственностью княжества и была любезно предоставлена для экспозиции князем Ренье II. Точно так же королева Великобритании Елизавета II милостиво предоставила для данной выставки The Williamson Brooch свою любимую брошь Cartier 1953 года - бриллиантовый цветок с сердцевиной из розового бриллианта. Приехала в Париж из Лондона и еще одна драгоценность британского королевского двора - свадебная тиара Кейт Миддлтон, герцогини Кембриджской, которая в 1936 году была подарена будущим королем Георгом VI жене Елизавете I, а затем перешла по наследству к их дочери, Елизавете II.

Когда: до 16 февраля 2014 года.

Где: Grand Palais, grandpalais.fr.

Jewels by JAR, JAR

Детали: Выставка украшений компании JAR - первая ювелирная экспозиция современного дизайнера в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Она посвящена творчеству Жоэля Артура Розенталя, американца, с 1973 года работающего в ателье на Вандомской площади в Париже. Его имя мало кому известно - ни рекламы, ни пиара у бренда не было и в помине, только репутация «современного Фаберже» среди узкого круга специалистов и клиентов. Розенталь известен как отчаянный экспериментатор, способный как никто другой «оживить» любую природную форму в своих украшениях, какие бы техники и материалы для этого ни пришлось применять. В ювелирном мире он считается мастером, кардинально перевернувшим все представления об этой профессии и повлиявшим (без преувеличения) на стиль всех современных ювелиров. Первая и до сих пор единственная выставка JAR проходила в 2002 году в Лондоне, и выпущенный тогда каталог стал настольной книгой всех, кто имеет отношение к дизайну украшений. Сегодня в Нью-Йорке можно увидеть 400 драгоценностей, созданных Розенталем за всю его более чем 30-летнюю карьеру, из частных коллекций и парижского Музея декоративного искусства. Среди них броши «Сирень» и «Тюльпан», лепестки которых выполнены из титана и драгоценного паве столь скрупулезно, что смахивают на настоящие; гигантские броши-бабочки с узорчатыми крыльями вот-вот взлетят; и цветные, будто «валяные» крупные бусы-шары, на самом деле усыпанные паве из сапфиров, рубинов, изумрудов.

Когда: до 9 марта 2014 года.

Где: Метрополитен-музей, metmuseum.org.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать