Зачем Москве собственная синематека

В 2014 году у Музея кино наконец-то появится свое помещение
Alamy/ ИТАР-ТАСС, РИА Новости

«Самое главное - сохранять фильмы, снятые на 35-миллиметровую пленку, и иметь хотя бы одно место, где их можно увидеть такими, какими они были созданы»

Одно из важнейших событий конца года - решение властей выделить уже восемь лет как бездомному Музею кино новое помещение. Он разместится в здании НИКФИ, Кинофотоинститута у метро «Аэропорт». «Пятница» решила выяснить, когда музей откроется для зрителей, каким он будет и зачем вообще в современном мире нужны синематеки.

Часть киноистории

«Началось с того, что Министерством культуры был созван общественный совет под руководством Константина Эрнста, - рассказывает бессменный директор музея Наум Клейман. - Этот совет принял решение о возрождении Музея кино. Так это назвал министр. Я, правда, возразил, что нас никто не убивал, но они настаивали на слове «возрождение». Что ж, если считать, что наше пребывание в здании Киноцентра было античностью, то сейчас настало время ренессанса. А для ренессанса избрано здание НИКФИ на Ленинградском проспекте, 47. Раньше это было большое здание, но сейчас оно принадлежит разным организациям. Самой кинопромышленности, к сожалению, больше нет: не производят ни камеры, ни пленку. Функции института сузились, и у нас нет ощущения, что мы кого-то выжи­ваем».

Лаборатории НИКФИ, видимо, станут частью Музея кино - их будут использовать и для подготовки высокотехнологичных экспозиций. Обновленная синематека ни в чем не должна уступать лондонскому BFI, берлинскому или туринскому музеям кино. Этим целям будет отвечать уже имеющийся в помещении проекционный зал на 400 с лишним мест, где есть все возможности для показа фильмов с пленки - 35 и даже 70 мм, а также стереокино. Осталось добавить неизбежную в современном кино «цифру».

Планируется обустройство еще двух-трех залов меньшего объема, но это только в проекте, который еще предстоит уточнять и детализировать в начале 2014 года. Здание, по словам Клеймана, находится в плохом состоянии, стены пошли трещинами, и ремонт неизбежен. Тем не менее окончательно решено разместить Музей кино именно в НИКФИ, а не строить новое здание с нуля. «К тому же, - добавляет Клейман, - такими зданиями не разбрасываются, оно само - часть киноистории».

Воспоминание о поцелуе

А в начале декабря в Петербурге прошла конференция «Дети синематеки», посвященная мировой практике киномузейного дела. На нее съехались люди, собирающие, хранящие, реставрирующие и показывающие старое кино, - и у каждого нашелся свой ответ о том, зачем и кому сегодня нужны синематеки.

«Главная наша задача - передать взрослым и детям богатое наследие кинематографа, который объединяет многие формы искусства, такие, как живопись, музыка, театр, литература, - считает Бернд Дезингер, директор дюссельдорфского Музея кино. - Необходимо распространять медиа­грамотность, учить отличать плохие фильмы от хороших. Этому нельзя научиться на улице, нужно овладеть инструментарием. И где, если не в музее кино, способны этому научить?»

Тодд Хичкок, программный директор культурного центра Американского института кино, уверен, что именно синематеки предлагают людям опыт, который они не смогут получить больше нигде. «Мы воспроизводим изображение на экране таким, каким оно было создано и каким стало в пору своего расцвета. Многие приходят посмотреть фильм, который видели прежде, и наслаждаются им, будто впервые. Кроме того, у нас прекрасный старый кинотеатр, и людям нравится приходить именно туда. Детьми они могли отмечать день рождения в кинотеатре. Они вспоминают свой первый поцелуй в кинотеатре. Они счастливы, потому что долго были этого лишены, а наш кинотеатр вновь открыт и выглядит так же, как раньше».

«Люди очень интересуются старой аналоговой техникой, - объясняет Лене Халвор Петерсен, глава синематеки Датского института кино. - Я недавно была на блошином рынке, там пятилетний мальчик увидел старую печатную машинку. В ней был лист бумаги. Он показывал на это и говорил своей матери: «Посмотри! Ты можешь набирать текст и печатать его одновременно, тебе не нужен принтер. Как умно!» Мужчина продавал часы и показывал мальчику, что их можно просто заводить, а не использовать батарейку. Это невероятно. Он хотел и печатную машинку, и часы. Возможно, будущим поколениям будет интересно узнать, как все это начиналось».

Петер фон Баг, финский режиссер и историк кино, художественный руководитель кинофестиваля в Болонье, считает, что только Музеи кино способны как-то уравновесить удручающую программу обычных кинотеатров. «Самое главное - сохранять настоящие фильмы, снятые на 35-миллиметровую пленку, и иметь хотя бы одно место, где их можно увидеть такими, какими они были созданы. Я так ненавижу цифровые версии старых картин! Я не могу их принять, потому что материальная красота исчезает. Это самая главная причина. Все дело в программах современных кинотеатров: во всем мире они невероятно плохи, в них попадает только англосаксонский мусор. А ведь прежде, чем получишь какое-то представление об истории, невозможно делать новое кино».

Для просвещения и общения

На конференции был принят меморандум с требованием окончательно решить судьбу московского Музея кино, чья деятельность в последние годы сопоставляется с партизанской. Также там было предложено запустить в Санкт-Петербурге, а при возможности и по всей России проект «Синематека - XXI век» на базе киностудии «Ленфильм» и журнала «Сеанс» (курировать его предложено Александру Сокурову). Сам режиссер признался «Пятнице», что понять цели современной синематеки в мире цифровых технологии способен не всякий, но для него они очевидны. «Это необходимо для просвещения и человеческого общения. Синематека позволит вам встретиться с вашими ровесниками и людьми других возрастов: просто увидеться лично, сесть рядом и поговорить, услышать живой голос человека. Того, кто делает кино, и того, кто размышляет о кино, или того, кто смотрит кино. У нас все сейчас на расстоянии. Мы электронные письма пишем, мы перезваниваемся по скайпу. А если синематека будет, это должно быть в первую очередь место, где люди могут увидеться».

Впрочем, этот проект пока остается достаточно туманным. В отношении же московского Музея кино под руководством Наума Клеймана власти, похоже, все-таки поддались на многолетнее давление синефилов. Хотя многие вопросы открыты до сих пор. Например, контракт Клеймана истекает 1 июля - и затем будет продлен, но уже в каком-то другом качестве. По словам нынешнего руководителя музея, сначала будет назначен новый исполнительный директор, а летом - генеральный. Никаких имен пока не называется. Этот человек со своей командой займется утверждением проекта реконструкции и строительством помещений на базе НИКФИ. Самому же Клейману предложено занять должность президента. «Что это такое, я не знаю. Может быть, зиц-председатель? - недоумевает ученый. - Но чем могу, буду помогать, пока жив».

Весь 2014 год, вероятнее всего, уйдет на создание проекта, строительство займет еще как минимум год, так что раньше 2016-го нового музея ждать не стоит. Сейчас в здании на Ленинградском проспекте 12 тысяч квадратных метров; Клейман утверждает, что необходимый для музея минимум - шестнадцать. Тем не менее он уверен, что удастся вписаться в предложенные помещения и «осваивать то, что есть». К примеру, даже такие площади позволят организовать как постоянную экспозицию, так и пространство для выставок, для которых не было возможности в здании Киноцентра. А в неопределенном будущем маячит еще один проект: «Медиа-сити», который Константин Эрнст намерен строить на территории завода «Серп и молот». Там, по планам, расположится абсолютно новый государственный музей кино и телевидения.

В ближайшие пару лет Музей кино намерен по-прежнему устраивать ретроспективы и показы на разных площадках в Москве. В привычном партизанском режиме. Так, в кинотеатре «Пионер» в эти дни завершается ретроспектива японского классика Сэйдзюна Судзуки к его 90-летию, а на экране кинотеатра имени Моссовета музейные сеансы идут практически каждый день. К Новому году, например, покажут великую «Квартиру» Билли Уайлдера. Подобные фильмы увидеть на большом экране по-прежнему больше негде.