Год России в Великобритании: не только borsch-matrioshka-balalaika

В Лондоне покажут современное искусство, космическое оборудование и малоизвестные шедевры авангарда
Rex Features/ Fotodom, Getty Images/Fotobank, AP

Наступивший 2014 год официально объявлен перекрестным Годом культуры России и Великобритании. Англичане привезут нам вполне здоровую и веселую смесь Шекспира, веджвудского фарфора, агента 007, Трейси Эмин и Дэмиена Херста, мы тоже решили не ограничиваться предсказуемым классическим набором из литературы, музыки, балета и космоса и представить себя с помощью передового, авангардного искусства. В нашей программе современные арт-проекты, незнакомые шедевры русского авангарда, даже о советском прорыве в космос будет рассказано через произведения русского искусства начала века. «Каждая страна хочет показать во время года культуры все лучшее, проверенное временем, - сказала «Пятнице» заместитель министра культуры РФ Елена Миловзорова. - Для более радикальных мероприятий существуют, например, биеннале современного искусства или архитектуры. И все же, демонстрируя разные жанры и направления, нам не обойтись без современного искусства. Между тем и классику можно представлять по-разному: например, Камерный оркестр Башмета исполнит классические произведения на уникальных старинных инструментах из Музея музыкальной культуры им. Глинки».

«Балет - это здорово, но где целый кластер современного искусства? Где фабрики идей, художники-бунтари, новый креативный класс? Если вы знаете, расскажите мне!»

«Я обожаю перекрестные годы культуры, для меня это что-то вроде долгоиграющей вечеринки, - признается профессор Мартин Рот, директор Музея Виктории и Альберта, который организует в Лондоне выставку совместно с Театральным музеем им. Бахрушина. - Но когда они заканчиваются, начинается серьезная работа. Только с чем работать? У вас в России такие замечательные исторические коллекции, но здесь, в Великобритании, мы ничего не видели, кроме экспонатов из Кремля, Эрмитажа и еще пары крупных музеев. Где Пермь, Екатеринбург и Нижний Новгород? Мы все любим русскую классическую литературу, но уже хотелось бы поближе познакомиться с русской модой, архитектурой, дизайном. Балет - это здорово, но где целый кластер современного искусства? Где фабрики идей, художники-бунтари, новый креативный класс? Если вы знаете, расскажите мне!»

С ним согласна Нонна Матеркова, председатель благотворительного фонда Calvert 22 - единственного пока проекта в Великобритании, который сфокусирован «на молодой креативной России» (попечителем фонда является бывший министр финансов, а ныне декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин). «Британцы неплохо знают историю России, культуру прошлого, уважают ее. Но все, что касается современной России, здесь просто черная дыра, которую, как мне кажется, интересно было бы наполнить», - говорит Матеркова. По ее словам, современное российское искусство привлекает все больше интереса в Великобритании. «Люди мне постоянно говорят: мы даже не знали, что такое есть в России! Я езжу по регионам и вижу, что там множество художников, фотографов, режиссеров, которых просто необходимо продвигать на Западе. Тот же Санкт-Петербург на сегодня очень интересен в плане моды. В Воронеже множество театральных проектов, которые, если их правильно подать тут, могли бы сделать аншлаг».

Клуб друзей

В рамках перекрестного года в галерее Calvert 22 в районе Шордич пройдут три выставки, посвященные современному российскому искусству. Программа откроется весной выставкой «Клуб друзей», рассказывающей о художественных объединениях в Петербурге 1980-х годов: «Новые художники» и «Новая Академия». На выставке будут собраны картины, видео, графика и архивные материалы, а также работы Тимура Новикова. Летом независимый британский куратор Кейт Буш организует в галерее Calvert 22 первую в Великобритании выставку современной российской фотографии, объединенную темой ландшафта - физического, поэтического и политического.

В конце года в Calvert 22 пройдут лекции по Беляеву и Стругацким, почти неизвестным в Великобритании, а на выставке «Ниже нуля» будут показаны работы современных художников, которых, по словам куратора Олеси Туркиной, «вдохновляет новый взгляд на Землю, теория относительности, работы Циолковского и полеты на Марс».

Гагарин и аватар

Даже наше «главное все» - освоение космоса - постараются показать не только через Гагарина (хотя и без него не обойдется). Подготовку к главной выставке «Космонавты», которая стартует в лондонском Музее науки в октябре, организаторы начали более двух лет назад. Идея показать роль СССР и России в освоении космоса зрела в Музее науки давно: один из его кураторов Наталья Сидлина случайно обнаружила в планах на 1992 год временную выставку, рассказывающую о пионерах космоса, которая так и не состоялась. Активная работа по подготовке нынешней выставки началась с момента, когда в Лондон привезли скульптуру Гагарина, предоставленную его дочерью. «Мы работали с государственными организациями, в том числе с Роскосмосом, и вели переговоры на самом высоком уровне, потому что некоторые объекты для нашей выставки не только никогда не покидали Россию, но и недоступны для широкой аудитории внутри страны», - рассказал «Пятнице» куратор выставки Даг Миллард.

Экспозиция начинается с конца XIX века, когда освоение космоса было не более чем философской идеей, затем переходит к 20-м годам XX века, когда космическая утопия стала одной из главных тем работ художников-авангардистов. Следующий период - реальное освоение космоса, начавшееся в 1957-м и закончившееся в 2001-м, когда была затоплена орбитальная станция «Мир». В Лондон приедут не только скафандры и космическое оборудование, но и работы художников-авангардистов, костюмы Белки и Стрелки, личные вещи космонавтов, объекты с «Мира». Особую гордость у Дага Милларда вызывает «фантомный космонавт-манекен» из Политехнического музея в Москве. «Его лицо выкрашено золотом, это аватар, своего рода факсимиле человека. И ведь он побывал в космосе! Обычно объекты, которые запускали на орбиту, не возвращались, а этот вернулся. Для меня как для куратора это просто находка», - радуется он. Миллард считает, что в представлении западной молодежи роль России в освоении космоса «затмил ажиотаж вокруг достижений США», поэтому о ней нелишне напомнить.

Знакомый почерк

У русского авангарда будут отдельные площадки - в «Тейт Модерн» и Музее Виктории и Альберта. В «Тейт» в июле откроется экспозиция «Казимир Малевич и русский авангард». Это первая выставка, целиком посвященная русскому художнику в крупном британском музее. По словам куратора Ирии Канделы, многие работы входят в коллекции Николая Харджиева и Георгия Костаки и ранее никогда не выставлялись вместе. Подготовка длилась около четырех лет, на время выставки множество музеев передадут в «Тейт» свои экспонаты: амстердамский Stedelijk, боннский Bundeskunsthalle, нью-йоркский MoMA, московские Третьяковка и Музей Маяковского, питерский Русский музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Краснодарский музей им. Коваленко, Красноярский музей им. Сурикова. «Мы попытались собрать работы всех периодов, я горжусь тем, что к нам приедут его поздние фигуративные вещи, которые за пределами России почти никто не знает», - говорит Кандела.

Чтобы показать художественный контекст, выставку дополнят произведениями Шагала, Гончаровой, Кандинского, Лисицкого и Родченко. По словам коллекционера и эксперта по русскому искусству начала XX века Джеймса Баттервика, мероприятие в «Тейт Модерн» будет интересно не только любителям и знатокам русского искусства, но и игрокам арт-рынка: «Многие из них покупают русское авангардное искусство с инвестиционной целью, но при этом слабо знакомы с оригиналами. Наконец-то они смогут лицом к лицу ознакомиться с «рукой художника», что позволит снизить количество подделок русских авангардистов на Западе, которое зашкаливает и портит рынок».

На красном линолеуме

А в октябре Музей Виктории и Альберта совместно с Музеем имени Бахрушина организует выставку «Русский театральный авангард: 1913-1933». Она будет почти полностью состоять из экспонатов бахрушинского музея - костюмов и декораций для Камерного театра Таирова и Театра революции Мейерхольда, эскизов Малевича к опере «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина. В Лондон привезут театральные работы Ларионова, Татлина, Гончаровой, Поповой, Экстер, Родченко, Степановой, Маяковского - в общей сложности 160 произведений. По словам генерального директора Театрального музея им. Бахрушина Дмитрия Родионова, в таком объеме русский театральный авангард на Западе не показывали никогда.

Оформлением выставки занимается театральный художник Сергей Бархин. Работа еще не окончена, но уже сейчас можно сказать, что оформление залов будет эффектным и достаточно радикальным - ржавый металл и красный линолеум на полу. «Это метафора непростого времени, тяжелой реальности, с которой сталкивались наши романтики-авангардисты», - говорит Родионов. Он считает, что на Западе есть стереотипы, шаблоны восприятия русской культуры, которые «необходимо раздвинуть». «Они ведь и из нашего авангардного искусства знают три-пять имен, не больше, а мы привезем и Игнатия Нивинского, и Бориса Эрдмана, и Сергея Эйзенштейна, которого они воспринимают только как режиссера, и многих других, кто станет открытием», - рассказывает Родионов.

Возможно, такие выставки как раз и превращают перекрестный год культуры из «долгоиграющей вечеринки» в серьезную работу, о чем говорил директор Музея Виктории и Альберта Мартин Рот. По крайней мере, у него большие планы: «Мы начали сотрудничать с Русским музеем, центром «Гараж», и я надеюсь хотя бы до 2018 года продолжать диалог на темы от авангарда до современного дизайна, от моды до истории русской усадьбы».