В Женеве прошел Cалон высокого часового искусства

Часовщики показали планетарий на запястье и попугая из лепестков роз на циферблате
Van Cleef & Arpels. Midnight Planetarium

IWC. Aquatimer Chronograph Edition Expedition Charles Darwin

Vacheron Constantin.Fabuleux Ornements

Мне бы в небо

Пожалуй, самые эффектные часы SIHH 2014 связаны с небом и его светилами. Механизм модели Richard Lange Perpetual Calendar Terraluna мануфактуры A.Lange & Sohne объединил в себе вечный календарь с индикатором даты и орбитальный указатель фаз Луны, который расположен на обратной стороне часов. Мерный ход трех дисков показывает положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Длительность лунного месяца запрограммирована так, что поправлять этот указатель придется раз в 1058 лет. Подобная конструкция раньше не применялась ни в одних наручных часах.

Движение луны - главный театральный эффект и в Rotonde de Cartier Earth and Moon. Индикатор лунных фаз объединен в этом механизме с турбийоном и второй часовой зоной, сделанной в виде земного шара с вращающимся вокруг 24-часовым диском. Расположенный под «землей» лунный диск из ляпис-лазури частично скрывает открытую каретку турбийона - оставшийся видимым полумесяц и есть лунная фаза на данный момент.

Мастера Van Cleef & Arpels совместно со специализирующейся на астрономических часах компанией Christiaan van der Klaauw сделали наручный планетарий в миниатюре. На циферблате Midnight Planetarium из авантюрина вокруг Солнца движутся шесть вырезанных из поделочных камней планет - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и Земля. Их мерный ход по своим «орбитам» эквивалентен реальному периоду их обращения вокруг Солнца. А падающая звезда вместо стрелок совершает полный круг по циферблату за 24 часа.

На глубине

Другие часовщики предпочли небу морские глубины. Марка IWC Schaffhausen обновила коллекцию Aquatimer. В ней впервые представлена «дайверская» модель с вечным календарем Aquatimer Perpetual Calendar Digital Date-Month. IWC раскрыл морскую тему и с помощью материалов: в Aquatimer Chronograph Edition Expedition Charles Darwin впервые для производства корпуса часов использована бронза. Этот металл применялся в кораблестроении во времена экспедиции Чарлза Дарвина в 1830-х годах - этому событию и посвящены часы.

Свою первую дайверскую модель также показал Cartier. Calibre de Cartier Diver готова выдержать давление на глубине до 300 метров. Каучуковый ремешок, люминисцентное покрытие меток циферблата - все это нетипично для стиля Cartier, но вышло органично.

Внешние эффекты

Последние несколько лет в часовом деле наблюдается интерес к декоративному искусству, и тенденция эта только развивается. В оформлении линии Fabuleux Ornements из постоянно обновляемой коллекции Metiers d'Art от Vacheron Constantin «использованы» орнаменты османской архитектуры, элементы китайской вышивки, индийских манускриптов и французского кружева. Четыре модели исполнены сразу в нескольких декоративных техниках гравировки гильоше, эмали гран фё, шамплеве и клуазоне, в глиптике, в инкрустации жемчугом и бриллиантами - над каждой трудилось десять разных ремесленников. Даже открытый механизм-скелетон здесь украшен «кружевной» гравировкой.

В серии из двенадцати моделей Lady Arpels Zodiac мастера Van Cleef & Arpels изобразили на каждой по знаку зодиака в гравировке, барельефе, горячей эмали, инкрустации перламутром и бриллиантами.

Но самую необычную декоративную технику на SIHH 2014 показал Cartier: объемное изображение попугая на циферблате Ballon Bleu Perroquet сложено из окрашенных и скрепленных специальным клеем настоящих лепестков роз, ничего подобного в часовом мире еще никто не делал.

Ценные кадры

Главным драгоценным камнем как в женских, так и в мужских коллекциях остается бесцветный бриллиант. Часы Ralph Lauren 867 Diamond Timepiece (из 16 участников SIHH - это единственный нечасовой бренд) выдержаны в эстетике ар-деко. Симметричный архитектурный орнамент корпуса и браслета в белом золоте выложен 400 бриллиантами и будто бы вышел из эпохи «Великого Гэт­сби».

Velvet, женская модель Roger Dubuis, напротив, выглядит со­временно. Появившуюся еще год назад версию с бриллиантами теперь предлагается персонифицировать: дополнить ободок корпуса двумя рубинами или сапфирами.

К десятилетнему юбилею Greubel & Forsey, независимой часовой марки, специализирующейся на сложных трехмерных механизмах, неожиданно была выпущена ювелирная модель Tourbillon 24 Secondes Contemporain, инкрустированная 272 бриллиантами общим весом в 9,71 карата. Сплошное сияние контрастирует с ярко-синим титаном и выделяющимся на его фоне турбийоном.

Дело техники

Piaget вновь побил собственный рекорд: благодаря слиянию механизма с ручным заводом и элементами корпуса новая модель Altiplano 38 мм 900P представляет собой единое целое толщиной в 3,65 мм. На сегодняшний день это самые тонкие в мире механические часы. Отличилась и мануфактура Jaeger-LeCoultre - в модели Master Ultra Thin Minute Repeater Flying Tourbillon с парящим турбийоном и минутным репетиром толщина механизма составляет 4,8 мм, таких тонких часов с репетиром еще не было.

Еще одно поле для экспериментов - турбийон. В запатентованном еxo-турбийоне Montblanc (модель ExoTourbillon Rattrapante из коллекции Villeret 1858) его баланс освобожден от рамок вращающейся каретки и колеблется за ее пределами, вдоль механизма. А скорость его оборота длится не одну минуту, как у обычных, а четыре.

Richard Mille не первый раз внедряет внутрь механизмов сторонние объекты. В модели RM 51-01 Tiger and Dragon Michelle Yeoh в открытый механизм из черного титана помещены рельефные фигурки тигра и дракона из красного золота, разделенные турбийоном. А в RM 19-01 Natalie Portman - первой модели в соавторстве с Натали Портман - частью открытого механизма с турбийоном оказывается силуэт паука, декорированный бриллиантами и поддерживающий два заводных барабана.

Royal Oak, флагманская модель Audemars Piguet, в этом году предстала в ультрасовременной версии. В Royal Oak Concept GMT Tourbillon безель, заводная головка, кнопка-пушер и главное - верхний мост механизма сделаны из белой керамики (она в девять раз прочнее стали и шлифуется только алмазом).

Некоторые бренды демонстрируют свои технические возможности, обращаясь к прошлому. Officine Panerai сделал настольные часы c маятником по эскизу 1887 года флорентийского часового мастера Евстахия Порчелотти, который, в свою очередь, копировал инструмент авторства Галилео Галилея.