Евгений Жадкевич: Пунктир вместо лета

Как с начала весны изменятся правила въезда в Шенген

Под ударом окажутся те, для кого время на родине ползет грязным бульдозером, а за границей летит, как первый курс института

Спонтанные путешествия и беззаботное продление праздников - привилегии, с которыми в наступившем году придется расстаться активным пользователям мультивиз. Введенные в октябре правила подсчета девяноста дней в Шенгене, разрешенных «гражданам третьих стран» в течение полугода, дадут о себе знать в начале весны, когда исполнится шесть месяцев новой системе. Под ударом окажутся те, для кого время на родине ползет грязным бульдозером, а за границей летит, как первый курс института. Сейчас эти люди строят недельные мосты между праздниками и планы на лето, не подозревая о неприятностях в виде отказа во въезде, штрафа или черного списка на выезде. Раньше девяносто дней суммировались внутри так называемых визовых полугодий - каждых шести месяцев со дня первого штампа на визе. По истечении визового полугодия все накопленные дни «обнулялись» и начинался новый отчетный период. По новым правилам суммируются все дни, фактически проведенные в Шенгене за последние полгода.

Тонкую игру слов брюссельских бюрократов и толстые последствия их директив легче понять на конкретном примере часто летающего гражданина России. 2 января в приподнятом настроении он пересек границу Шенгена по свежей многократной визе, чтобы пару недель покататься на лыжах. В конце февраля, почувствовав недостаток серотонина в крови, он соглашается на пару не слишком обязательных командировок или заграничных встреч с дамой сердца. В марте, на день всех работниц, он дарит совместную поездку жене. Потом две недели майских праздников, чтобы пожужжать в Шенгене шмелем, - иначе заставят что-нибудь строить на даче. В июне еще две командировки и корпоративный выезд всего персонала компании. Июль и август гражданин планирует прожить наездами в собственном доме на море, которое, как правило, тоже Шенген.

С развитием гаджетов и навыков удаленного менеджмента, а главное, с возрастом пунктир летних наездов превращается в его голове в прекрасную, как шоссе в Аризоне, сплошную линию до горизонта. 3 июля, через полгода после первого штампа, исполненный предвкушения лета, он предстает перед очередным шенгенским пограничником. По старым правилам все его путешествия никого не должны беспокоить, потому что из девяноста законных дней были выбраны только семьдесят, и впереди новое визовое полугодие, новые девяносто дней скитаний. Но по новым правилам такого гражданина пустят максимум дней на двадцать, и вместо сплошного лета будет пунктир. Считать будут не с нового полугодия действия визы, а ретроспективно по факту поездок за последние шесть месяцев.

Дальше - хуже: в октябрьском графике был каскад международных выставок и конгресс. К наступлению в России полного народного единства и большой сезонной хандры он планировал вырваться на Мадейру, где тунец, марлин и цветы. Теперь ему и всем, кто прожил по-настоящему хорошее лето, 3 ноября на границе могут дать разворот, так как считать будут от майских праздников.

Но есть и хорошая новость: границы Шенгена не оборудованы информационной системой, позволяющей автоматически отслеживать срок нашего пребывания в зоне, особенно если въезд и выезд совершаются через разные государства. Дело отдано на откуп пограничникам, которые должны не полениться вручную ввести все штампы загранпаспорта в замысловатый онлайн-калькулятор. Большинству из них на это не хватит времени и задора, так что до введения тотальной биометрии и автоматических ворот-сканеров мы еще успеем свое отгулять.

Автор - генеральный директор туристического агентства «Остров Европа»