Игорь Сердюк: Танин усмирен

Для чего нужны винные гиды

Вышло второе издание авторского гида Артура Саркисяна по российскому виноделию - 160-страничная книга карманного формата с описанием 67 вин от 14 хозяйств. Плюс - в виде бонуса - названия 30 лучших вин от 21 «гаражного» проекта и «гостевые страницы» о винных проектах Армении, Азербайджана и Украины.

Масштабы отечественного виноделия пока не поражают размахом. Винодельни в России растут, как грибы сквозь асфальт, пробиваясь через вялотекущую экономику и фантасмагорию законотворчества. Наши вина обычно заявляют о себе осторожно, не смея тревожить покой антимонопольного ведомства и не решаясь прорваться на полки сквозь сомкнутые ряды импортных конкурентов. А тут - презентация в центре Москвы, в модном ресторане с дизайнерскими интерьерами и при стечении персонажей, фотографии которых обычно украшают глянцевую светскую хронику. Депутат, омбудсмен, часто цитируемый чиновник, президенты торговых компаний в тысячедолларовых костюмах и красавицы-сомелье на каблуках. Кроме того, декадентствующие винные критики, которых, как ни странно, внимательно слушали, и собственно российские виноделы, в кои-то веки почувствовавшие себя настоящими героями дня. Автор гида мог бы считать свою миссию выполненной уже просто потому, что весь этот народ удалось собрать вместе.

Но ежегодные тематические справочники во всем мире выходят не только как повод для сбора тусовки.

Автор винного гида - современный цеховой летописец, и от его чуткости будет зависеть, что просочится в историю через мутную пену дней. Чем жил прошедший год и что он приготовил для вечности?

«...Лозы с виноградника «Х» наконец достигли возраста, когда из их винограда можно делать великие вина. На винограднике «Y» был собран лучший за последние десять лет урожай. А на винодельне «Z» впервые не побоялись ассамблировать красностоп с саперави, причем танин и того и другого был усмирен двадцатью делестажами... Над чем в этом году бились лучшие умы виноделия? Не слишком ли велик риск выращивать каберне на корнесобственных лозах в географической точке А? Дозреет ли совиньон в точке B? И не потеряет ли шардоне столь нужную для игристого вина кислотность в климатических условиях области C?.. Кстати, не собирается ли Мишель Роллан консультировать какой-нибудь новый проект на Кубани и нет ли у журнала Wine Spectator планов включить российское вино в список Top 100?..» Расскажи нам об этом, Артур!

Устроить публичную дегустацию вин, описанных и оцененных в справочнике, - безоговорочно смелый поступок. Смелый - тем более, что почти все бренды российского виноделия: «Винодельня Ведерниковъ», «Лефкадия», «Усадьба Дивноморское», Chateau Le Grand Vostock, «Фанагория», «Мысхако», «Гай-Кодзор», «Гостагай» и другие - были представлены на презентации первыми лицами. Культура дегустационных рейтингов постепенно приживается в нашей профессиональной среде, но все равно каждый раз приходится заново объяснять, что 85 баллов из 100 возможных - это оценка не стыдная. Истина познается в сравнении: вино Мишеля Роллана, сделанное в Армении, получило в гиде 85 баллов, а вино Патрика Леона, сделанное в Краснодарском крае, заслужило все 92. Попробуйте объяснить патриотически настроенным виноделам Армении и их не менее патриотичным коллегам из Краснодарского края, что ни та ни другая оценка не принижает мастерства двух великих французских энологов.

У винодела обострено ощущение времени и особые счеты с историей. Его труд часто бывает оценен лишь следующим поколением. К сожалению, каждодневная суета отвлекает его от той мысли, что история создается под пальцами. Хорошо, что теперь об этом будет напоминать скромное справочное издание - карманная летопись временных бед нашего виноделия.

Автор - куратор проекта «Винотека.ru»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать