Как изменится жизнь столичных велосипедистов в этом сезоне

Появятся новые велодорожки и специальные светофоры, а велосипеды разрешат провозить в транспорте бесплатно
Евгений Разумный

К началу велосезона в Правилах дорожного движения (ПДД) наконец-то появилось определение велосипедиста. 30 марта в ПДД внесены изменения, которые посвящены их правам и таким новым определениям, как велодорожка, велополоса и велопешеходная дорожка. Столичные власти анонсируют много новинок в этом сезоне.

Двухколесный контроль

Движение «Русвелос» создает проект «Общественный велоконтроль», участники которого будут следить за организацией велодорожек - от планирования до сдачи в эксплуатацию. «Идея проекта родилась прошлой осенью, когда я пробил колесо на велодорожке, - говорит руководитель движения Петр Дворянкин. - Сейчас мы договариваемся с чиновниками, предварительное согласие получено от префектуры ЗАО и Департамента природопользования». В этом месяце должен заработать сайт проекта bikecontrol.ru, где любой желающий может узнать, какую дорожку, где и когда будут прокладывать, и присоединиться к общественным контролерам (на каждый округ предполагается два постоянных активиста). В перспективе - наблюдение за общественными велопарковками и, возможно, за пунктами проката.

«Мне не нравится появление велопешеходных дорожек. Это расслабляет пешеходов, а надо бы как в Берлине: зашел на велодорожку - будь готов к пинку»

Это не только продолжение прошлогоднего эксперимента с велопрокатом (в этом году сеть расширится на 300 новых пунктов), но и, например, бесплатный провоз велосипедов в наземном транспорте (правда, не в час пик). Унификация дорожных знаков и появление светофоров для велосипедистов на перекрестках с автомобильными дорогами. Пилотный проект дворовых крытых велостоянок в 40 дворах и изменение устаревших ГОСТов.

А главное - прокладка 136 км новых велодорожек в пределах Садового кольца, на юго-западе, в Зеленограде и Митине. Задача-максимум - не только благоустроить районные велодорожки, но связать их велохордами, как говорит заместитель руководителя Департамента транспорта Алина Бисембаева. Чиновники рассчитывают, что число велопоездок увеличится с 8 тысяч в день (данные 2013 года) до 200 тысяч в 2020 году.

«Изменения в ПДД, новые схемы велодорожек, сотрудничество с европейскими экспертами и местными велоактивистами и другие нововведения, - говорит один из руководителей велоклуба Night. Bike. Ride Михаил Невелев, - все это немного хаотичное, но верное движение к тому, чтобы велосипед стал в Москве нормальным средством передвижения».

Не пачкать пол

«Странно, почему проектировщики не учитывают ландшафт, - говорит сотрудник «КХЛ-Маркетинг» Дмитрий Ревинский, для которого велосипед - основное средство передвижения между домом и работой с апреля по ноябрь (за день проезжает в среднем 40 км). - Мало им велодорожки на очень крутой улице Улофа Пальме, теперь еще сделают на Рождественском бульваре. Интересно посмотреть, как велосипедисты будут ехать вверх от Трубной площади».

На Яузском бульваре ради расширения пешеходной зоны и велодорожки чиновники собираются оставить для личного транспорта только одну полосу. «Лучше искать незанятые места, чем отнимать чужие, - сетует старший научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Станислав Поташев. - Вот сделали велодорожку на проспекте Вернадского - сначала на проезжей части, где все парковались, потом - на тротуаре, где огромный поток людей. В результате ездить невозможно».

От дома до работы он добирается в основном по Ленинскому проспекту и пока не может понять, где именно пройдет велодорожка на Ленинском (уточненная схема появится только летом). «Логично проложить ее на пешеходной части между дублером и основной дорогой, где редко ходят люди, - говорит он. - Зимой я езжу только в этой бульварной полосе». Проекта с велобоксами во дворе он очень ждет, тем более что его район входит в число пилотных. «Велосипед храню дома, - говорит, - но по такой погоде всегда пачкается пол».

Первый зампредседателя правления Росавтобанка Александр Кулаков променял автомобиль на велосипед прошлой весной, как только в компании появилась велопарковка и душевая кабина. «Мой маршрут от дома до работы проходит в основном по паркам и набережным, - рассказывает Кулаков. - Единственное неудобное место - возле Белого дома, где светофор дает возможность пересечь автомобильную дорогу, но разрешенного перехода там нет».

Новые предложения города и изменения в ПДД его радуют, но фактически никак не повлияют на жизнь: городскими парковками, прокатом и велодорожками он не пользуется. «Мне не нравится только появление велопешеходных дорожек, - говорит Кулаков. - Это расслабляет пешеходов и может оказаться опасным для жизни. А надо бы, как в Берлине или Амстердаме: зашел на велодорожку - будь готов к пинку».

Шлем в руки

«Единственное, чего всерьез не хватает лично мне, - крытых общественных парковок, - говорит Ревинский. - Просто жалко оставлять велосипед под открытым небом в непогоду».

Но этого в планах столичной власти пока нет. Другая очевидная для него проблема - отсутствие устоявшихся правил поведения у велосипедистов, которые садятся за руль скорее для прогулки по городу. «Культура велопередвижения в Москве только начинает складываться, - считает он. - За последние пару лет резко выросло число велосипедистов, но большинство не ощущают себя полноценными участниками движения и неправильно себя ведут. В этой ситуации стоит вести массовую пропаганду правил поведения. Появился пункт велопроката - повесь там табличку не только о том, как заплатить, но и о том, что можно делать за рулем, а что нельзя. Напиши это на сайте, где регистрируется пользователь. У нас почему-то нет даже базовых рекомендаций - надеть шлем».

По мнению куратора проекта по развитию велодвижения Let's bike it! Владимира Кумова, главная проблема в Москве - отсутствие комплексного подхода. «Какой смысл в новых велодорожках или специальных светофорах, если в то же время растет число вылетных трасс, вдоль которых не поедешь на велосипеде? - рассуждает Кумов. - Если новые переходы обычно подземные или надземные? Департаменты работают настолько разрозненно, что даже велопробеги у каждого свои: Департамент транспорта проводит один, Департамент культуры - другой, а Департамент спорта - третий».

В городах с развитой инфраструктурой дела обстоят совершенно иначе, делится Кумов, который в марте вернулся из 15-месячного велопутешествия по Латинской Америке. «В Буэнос-Айресе четыре года назад вообще не было велосипедистов, а сейчас 3% жителей ежедневно пользуются велосипедом, - говорит он. - Но там развитием инфраструктуры и продвижением занимается единое подразделение при Департаменте транспорта».