Где жирафу жить хорошо

Зебры из Москвы, пума из Чили и ягуар из Варшавы: парижский зоопарк открылся после реконструкции
Зоосад, заработавший 12 апреля, демонстрирует новый подход: это не выставка диковинок, а животные в комфортных для них условиях обитания, максимально приближенных к настоящим/ AFP/ EAST NEWS; REUTERS; EPA/ИТАР-ТАСС

Откуда звери

Практически все животные приехали из разных зоопарков в рамках программ по обмену между членами Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов. В ассоциацию входят 345 организаций из 41 страны, в том числе и Московский зоопарк. Ни одно животное не было поймано на свободе, хотя некоторые рептилии и птицы попали в зоопарк с таможни. Многие проделали неблизкий путь. Самец ягуара Арамис приехал из Варшавы, зебры - из Москвы, пума - из Чили, мадагаскарская хищница фосса - из Дуйсбурга, кайманы - из Кайенны, павианы - из Эдинбурга и Нюрнберга, а муравьед - аж из Сингапура. Помимо жирафов, еще несколько мадагаскарских гапалемуров жили в парижском зоопарке еще до реконструкции и последние шесть лет провели на стройплощадке.

Из глубины гигант­ского аквариума медленно выплывает странное животное: огромное гладкое тело, голова в складках, с крохотными глазами, хорошо развитый хвостовой плавник в форме весла. Это ламантин, млекопитающее из отряда сирен. Ламантина зовут Тинус, он весит 600 кг и приехал в Париж из голландского зоопарка. Тинус - очень нежная натура, температура воды в его аквариуме ни в коем случае не должна опускаться ниже 22 градусов. «Мама, какой страшный, настоящее морское чудовище!» - с восторгом и ужасом восклицает рыжеволосый мальчик лет шести. «Ламантин питается растениями», - успокаивает мама, преду­смотрительно прочитав табличку перед аквариумом.

Тинус - самый крупный обитатель Большой оранжереи, гигантской полуцилиндрической теплицы площадью 4000 м2. Это и другие сооружения появились в парижском зоопарке после реконструкции и с 12 апреля доступны для всех желающих. В Большой оранжерее воспроизведена флора влажных тропических лесов: температура около 25 градусов, влажность 75%. По соседству с ламантином обитают попугаи, лемуры, муравьед, ленивец, удав и всевозможные пауки, муравьи, лягушки. Здесь же поселили кайманов. Перед их загоном выстроились несколько малышей. «Ну где же крокодил? Спит? А когда проснется?» - настойчиво выясняет у родителей трехлетний мальчик. Но аллигаторов не так просто разглядеть, нужен наметанный глаз - с виду они как коряги.

Зоосад XXI века

На реконструкцию зоопарка потребовалось шесть лет и 170 млн евро. О старом, существовавшем с 1934 по 2008 год, напоминают лишь декоративные скалы, которые видны из любой точки парка. Больше нет ни клеток, ни решеток. Одни животные разгуливают по огороженным деревянным частоколом загонам, за другими можно наблюдать через стекло. Целью Музея естественной истории, которому подчиняется парижский зоопарк, было сделать зоологический сад XXI века.

Животные здесь главные, им надо создать условия, максимально приближенные к естественной среде обитания. Именно поэтому из зоопарка исчезли слоны и медведи, ведь одному слону для нормального существования требуется пять-шесть гектаров земли, а территория всего зоологического парка - 15 гектаров.

От Патагонии до Мадагаскара

Территория поделена на зоны, где воссозданы флора и фауна пяти географических регионов. В пампасах Патагонии - пумы, страусы нанду, ламы гуанако, олени пуду, пингвины и морские львы. В саванне Сахель-Судан - зебры, носороги, львы, жирафы, саблерогие антилопы ориксы, павианы и множество пернатых. В хвойных лесах и болотах Европы - волки, рыси, росомахи, нутрии и грифы, а во влажных лесах Гвианы - шерстистые обезьяны, ягуары, кайманы и тапиры. За тропики Мадагаскара отвечают лемуры и черепахи. Почти всех животных привезли из других зоопарков Франции и Европы. Исключение - 16 жирафов, которые были единственными свидетелями многолетней реконструкции парка: никакой другой зоопарк принять такую большую группу животных не мог, а разделение стада привело бы к приостановке их размножения.

Сегодня терпение жирафов вознаграждено. Территория их загона - 10 000 м2, в три раза больше, чем раньше. Зимой и ночью жирафы уходят в крытый загон, где посетители наблюдают за ними через стекло с площадки, расположенной на высоте нескольких метров. В результате люди оказываются на одном уровне с шестиметровыми жирафами и могут заглянуть им в глаза. «Ты только посмотри, какие у них красивые густые ресницы», - с восторгом говорит девочка лет восьми своей подружке. «А мне больше нравится язык, черный и длиннющий!» - отвечает та. Прилипнув носами к стеклу, компания детей наблюдает и бурно комментирует каждое движение животных. В ветреный апрельский день почти все стадо греется в крытом загоне, и животных можно рассмотреть в мельчайших подробностях.

Кто дальше прыгнет

Как во многих современных музеях, в зоопарке посетителей просвещают в игровой форме. Например, в жирафьем павильоне на стене нарисован двухметровый детеныш - как ростомер размечен на сантиметры. Померившись ростом с жирафом, можно сравнить свой размах рук с размахом крыльев грифа - более трех метров. А около загона с пумой на асфальте сделана разметка для прыжков в длину.

И если с пумой тягаться могут только профессиональные спортсмены (она прыгает на четыре метра в длину без разбега), то прыгнуть на два метра, как вискаша, пампасский грызун из семейства шиншилловых, или на полтора, как лягушка Дарвина, может попробовать каждый. А в специальном павильоне посетителям предлагают понаблюдать за работой ветеринаров. Пока, правда, ни пациентов, ни врачей там не видно, зато есть аппаратура для УЗИ, хирургический лазер, приборы для газовой анестезии и стоматологии.

parczoologiquedeparis.fr.