Как встретились индийское и европейское ювелирное искусство

В Кремле проходит выставка «Индия. Драгоценности, покорившие мир»
Свадебное ожерелье из золота, Индия, район Четтинад, XIX век

В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Индия. Драгоценности, покорившие мир». «Из музеев Европы, Азии, Америки, из архивов ювелирных фирм и частных собраний отобрано около 300 украшений индийских и европейских мастеров с XVI века до наших дней. Выставка подобного масштаба проводится у нас впервые, а подготовка к ней заняла три года», - рассказала генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Есть несколько моментов, которые сразу обращают на себя внимание даже при беглом осмотре выставки. Во-первых, это красно-бело-зеленая гамма украшений: здесь много изумрудов, рубинов, шпинелей, бриллиантов, жемчуга, но нет сапфиров. «Синие сапфиры - символ богини смерти Кали, на их использование было наложено своего рода табу. И это при том, что как раз в Индии добывают самые известные, кашмирские сапфиры», - поясняет Гагарина.

Во-вторых, бросается в глаза масса изделий из желтого золота. Это потому, что махараджи не признавали белых металлов, ни белого золота, ни тем более серебра. Характерно, что большинство представленных здесь драгоценностей - от наплечных украшений базубандов до затейливых браслетов-хатхпхул - мужские.

Логика размещения экспонатов немного озадачивает - она не хронологическая и не стилистическая. Изумруды эпохи Великих Моголов (XVI-XVII века), ожерелья-чокеры, усыпанные жемчугом, рубинами, изумрудами, золотые калги (украшения для тюрбана) соседствуют с изделиями современных индийских ювелиров - например, браслетами-манжетами и жемчужными колье-воротниками Мунну Касливаля. А индийские золотые серьги геометрической формы (XIX век) или огромная шпинель, датируемая XV веком и известная как «рубин Тимура», размещены в соседних боксах с изделиями Cartier, Van Cleef & Arpels, Chaumet.

«Мы решили уйти от хронологии, не пытались сделать путеводитель по стилям или эпохам, а хотели составить общую и эффектную картину, - поясняет куратор выставки Екатерина Щербина. - В Одностолпной палате, где выставлена первая часть экспозиции, мы собрали предметы, в которых видна сугубо индийская традиция. А в Выставочном зале Успенской звонницы, где находится вторая часть, пытались показать, как эта традиция встретилась с европейским стилем и что из этого получилось».

Со второй половины XIX века, когда Индия оказалась под протекторатом Великобритании, махараджи стали посещать Лондон и Париж, а французские ювелиры делать для них украшения, чаще всего из материала заказчика. «Пример такого украшения, где использованы только камни «клиента», - рубиновое колье махараджи Патиалы от дома Cartier, - говорит Щербина. - Оно немного напоминает традиционное индийское ожерелье «манго мала», которое, кстати, расположено в соседней витрине. Выставляется колье махараджи впервые. Последние 80 лет оно находилось у частного коллекционера, все думали, что оно давно утрачено, а нам удалось его найти».

Что касается индийской ювелирной традиции, то это в первую очередь особый подход к драгоценным камням: вместо огранки - резьба. Техника приглянулась ювелирам Cartier, так возник узнаваемый стиль и один из символов ар-деко - tutti frutti, на выставке можно найти браслеты и колье с цветными резными камнями. «Алмазы индийские ювелиры тоже старались не портить огранкой, а сохранять их природные свойства и формы, - замечает Щербина. - Иногда алмазы в индийских украшениях гладкие, иногда с фантазийной огранкой или даже плоские».

Пришлись по душе европейским ювелирам и индийские изобразительные приемы: в форме «индийского огурца» пейсли сделана брошь Van Cleef 1965 года с бриллиантами, изумрудами и сапфирами. Или «птичьи» мотивы - корсажную брошь в виде павлиньего пера можно увидеть на стенде Chaumet, а у Van Cleef - брошь в виде сарпеша (украшения для тюрбана) с фигурами павлинов.

Любопытный экспонат - клетка с птицей Van Cleef. Это настольное украшение, сделанное по заказу индийского принца. «Такие клетки и прочие настольные аксессуары понравились индийской знати. И здесь мы видим уже влияние Европы: до знакомства с европейскими ювелирами Индия не знала безделушек - их украшения всегда были функциональными», - поясняет Щербина. С конца XIX века и у индийских мастеров появились свои настольные попугаи с эмалью и бриллиантами. А еще индийские ювелиры благодаря французам стали наконец использовать белые металлы, в частности платину, - и монополия золота была отменена. Кстати, как и табу богини Кали на сапфиры.

До 27 июля, kreml.ru/museums-moscow-kremlin/.