Евгений Жадкевич: Крым готовится стать бюджетной альтернативой Сочи

Бычки, барабулька, вино и глазастые женщины могут сделать привлекательной любую временно оккупированную территорию, а международный статус песка под ногами - последнее, что волнует туриста, готового нырнуть в прозрачную воду. На этом строится сдержанный оптимизм жителей Северного Кипра, Абхазии и Крыма, оказавшихся не в ладах с политической картой мира, но не теряющих надежды заработать на отдыхающих.

Радушие и искреннее внимание к каждому гостю будут реакцией персонала на недостаток туристов

Первая неприятность, с которой сталкивается непризнанная курортная территория, - это отмена международных рейсов. Единственный канал воздушного сообщения, который оставляют жителям и туристам таких территорий, - «дорога жизни» через ту страну, которая их фактически оккупировала. Международные полеты над непризнанными территориями запрещены. Каков бы ни был коммерческий потенциал направления, авиакомпании не в состоянии выполнить рейс вопреки запрету Международной организацией гражданской авиации - конфликт с ней чреват тотальными санкциями и разрывом договоров страхования, на которых держатся перевозки. В результате совершить посадку на Северном Кипре или в Крыму может только борт, вылетевший, соответственно, из Турции или РФ, а небо Абхазии практически чисто.

Интересно, что Turkish Airlines, на собственном опыте знакомые с аналогичным запретом с 1974 года, до сих пор продолжают продавать билеты на фантомный рейс из непризнанного международного аэропорта Симферополь в Стамбул, в том числе и по «жестким» тарифам. Поначалу эти продажи давали жителям Крыма надежду, что аэропорт Симферополя заблокирован временно (временный характер трудностей - самое распространенное на непризнанных территориях заблуждение). Сейчас на просьбу вернуть деньги за проданный и не сдаваемый билет колл-центр авиакомпании отвечает десятиминутной паузой, после которой деньги отдают «в порядке исключения» и «в связи со сложившейся ситуацией».

Вслед за запретом международных рейсов состав отдыхающих резко меняется в пользу туристов из метрополии, «иностранцы» естественным образом вымываются, а туристическая инфраструктура замирает в ожидании патриотичного внутреннего спроса, который должен компенсировать потери от блокады. Эти ожидания, к сожалению, наивны и еще никогда не оправдывались.

На самом деле непризнанным пляжным территориям уготован компромиссный статус заповедников. Чистое небо станет обратной стороной воздушной блокады, чистое море - результатом незаинтересованности крупных гостиничных сетей в застройке спорной береговой линии. Радушие и искреннее внимание к каждому гостю будут реакцией персонала на недостаток туристов. Маргинальные территории с постепенно дичающей природой и низкими ценами на непризнанную недвижимость имеют свою постоянную клиентуру. Там, где статистика фиксирует упадок, оптимист видит возможности для велосипедного, зеленого и даже антропологического туризма. Маркетинговая стратегия Северного Кипра, где из сетевых отелей представлен одинокий Mercure, строится на том, что эта часть острова существенно тише, дешевле и чище, чем греческий юг. Абхазия с ее гипсовыми пионерами и увитыми плющом сталинскими фасадами давно монетизирует свое красивое увядание, превращаясь в некий пляжный Чегем для фотографов. Крым пока в эйфории, но, кажется, уже понял, что из него сделают бюджетно-профсоюзную альтернативу отданному на откуп большим деньгам городу Сочи. С таким временным статусом крымчанам вполне можно радоваться жизни.

Автор - генеральный директор туристического агентства «Остров Европа»