Евгений Жадкевич: Сезонное братство

Что изменилось в отношении к нашим в Болгарии

«Малая Россия» - под таким смелым для Европейского союза названием строится очередной жилой комплекс на болгарском курорте Поморие. Этот некогда маленький грязелечебный и соледобывающий городок превратился за последние десять лет в сезонную русскую колонию, плотно застроенную многоквартирными домами для среднего класса. Муниципальные власти считают, что русских собственников недвижимости в городе меньше трети, но по факту город - наш, куплен на корню и взят без боя. На русском говорят все, кто занят в общепите, торговле и услугах, включая банковских клерков, нотариусов, ветеринаров и стоматологов. Вывески, если не понятны без перевода, дублируются. На европейские деньги здесь построили обсерваторию для наблюдения за птицами и Музей соли, а на русские отгрохали больше половины города.

Опасения европейских властей, что за курортной колонизацией русскими Черного моря придет настоящая, конечно, несколько преувеличены

Россия несет неприхотливому местному населению золотые яйца, поэтому общеевропейское настроение пощипать эту курицу санкциями в народе понимания не находит. Власти же пребывают в двусмысленном, в контексте холодной войны миров, положении. С одной стороны, нужны русские покупатели недвижимости, ставриды и блинчиков с медом, с другой - буквально под носом формируется зона компактного проживания граждан очень непредсказуемого государства. Сейчас эти граждане соглашаются с тем, что их единственная привилегия в Болгарии - тратить деньги на квадратные метры, мебель и отдых, но не ровен час, они станут настоящей общиной, обзаведутся видом на жительство, газетой «Русский жилец», кабельным каналом «Звезда Поморья» и заявят о своих правах, которые, как выяснилось, есть кому защитить. Такой сценарий с перспективой вызова на ковер в Брюссель за то, что, будучи членом НАТО, в розницу продали черноморское побережье бабушкам и детям потенциального противника, повергает болгарские власти в ужас. Поэтому сверху вниз уходят противоречивые указания как-то охладить понаехавших, но деньги их не отпугивать.

В городском измерении это выглядит так, что некоторые русские фирмы по оформлению вида на жительство, гражданства и права на работу получили ледяное письмо о нежелательности такой деятельности и с весны вынужденно торгуют женскими детективами. При этом баннеры на загородных шоссе по-прежнему рекламируют «русские центры» с утопическими слоганами «Второй дом, европейское гражданство».

Опасения европейских властей, что за курортной колонизацией русскими Черного моря придет настоящая, конечно, преувеличены, как и способность россиян к самоорганизации на чужих территориях. За границей мы по-прежнему редко здороваемся, чтобы не сказать воротим нос друг от друга. Слишком мало времени на отдых, чтобы озаботиться стоимостью халтурного обслуживания жилого фонда, отстоять у муниципалитета бесплатные участки пляжа, хоть немного парков, уютных дворов и зелени. За права собственников и потребителей услуг воюют редкие кликуши-общественницы, прислушиваться к которым власти стали только после того, как по телевизору пошли кадры баррикад с такими же пенсионерками при оружии.

Но есть что-то новое в искрящемся морской и строительной пылью воздухе города Поморие. Добравшийся в объезд Украины московский джип русские останавливают вопросами «Ну как?», приветствуют клаксонами редкий теперь триколор на дорогах и привыкают к мысли, что надо вести себя хорошо и интересоваться друг другом, раз к нашим паспортам теперь в Восточной Европе негласное особое отношение.

Автор - генеральный директор туристического агентства «Остров Европа»