Алексей Зимин: Гастрономические районы облагораживают городское пространство

Алексей Зимин о ресторанных кластерах

Гастрономические районы во всем мире считаются привлекательными для покупки жилья и аренды офисов. Это город­ская экология, которая облагораживает пространство

Пока вещь не названа, ее не существует. До недавнего времени в Москве были районы, где по соседству располагалось несколько ресторанов, - тот же Спиридоньевский переулок или цеха бывшей фабрики напротив Центра международной торговли, но только после того, как подобные скопления стали называть «ресторанными кластерами» - это обычное, практически средневековое цеховое единство начали воспринимать всерьез.

С точки зрения урбанизма, кластер - скопление однородных элементов - институция, безусловно, положительная. Она наделяет территорию определенной функцией, позволяет проще ориентироваться жителям и гостям города, находить лучшее в высоко конкурентной среде, а среде, в свою очередь, привлекать клиента не маркетинговыми усилиями, а гением места.

Впервые о ресторанных кластерах в Москве заговорили четыре года назад, когда на пятачке между двумя Брестскими улицами появилось сразу несколько знаковых гастрономических мест - от «Булки» c CBGB до Ragout с Luce. Потом кластером стали Патриаршие пруды во главе с Uilliam's и многочисленными кафе окрестных улиц и переулков, потом «Белая площадь» с Torro Grill и Boston и прочая, прочая, прочая, вплоть до сегодняшнего новообразования возле гостиницы «Украина» - с Tribeca, Kobe и много чем еще. Не стоит забывать и о больших торговых центрах, например, «Мега» недавно анонсировала переустройство общепита на своей территории по законам современного городского ресторанного кластера - многообразие, качество и количество в одном месте.

От гастрономических кластеров выигрывают не только рестораны и их гости, но и владельцы недвижимости. Это тоже закон урбанизма: гастрономические районы во всем мире считаются чрезвычайно привлекательными для покупки жилья и аренды офисов. Это особенная город­ская экология, которая облагораживает пространство, запах свежего хлеба, поджаренного мяса - это не только приятно, но и стратегически выгодно.

Однако выгоду можно понимать по-разному. Тверская улица, первый условный ресторанный кластер столицы, давно перестала быть таковым из-за цен на аренду. Сочетание пешеходных улиц и растущих ставок в районе Большой Дмитровки тоже не способствует развитию привлекательного образа города, так, к примеру, только что закрылся полумагазин-полукафе Oldich Dress & Drink, чью безвременную кончину оплакали все городские издания.

На первом официальном гастрономическом кластере между Брестскими улицами тоже решили заработать на интересе публики и, несмотря на рецессию и состояние экономики, поднимают аренду. В районе «Белой площади» аренда в долларовом эквиваленте растет на десятки процентов в год. И это, разумеется, рано или поздно, если тенденция сохранится, приведет к тому, что вместо запаха свежего хлеба и довольных людей, сидящих в уличных кафе, прохожие будут наблюдать отделения банков и прочие институты, пусть и важные в городском хозяйстве, но не создающие среду и атмосферу. В лондонском Сити и районе Доклендс такой вектор развития привел к тому, что после шести вечера это были пустынные безлюдные места, где редкие прохожие могли ознакомиться с выгодными ставками кредита в HSBC и витринами страховых компаний. Но там владельцы недвижимости однажды поняли, что надо инвестировать и в среду, и сделали так, что эти районы стали привлекательными для рестораторов. И теперь в том же Доклендс вечерами угар похлеще, чем в Сохо. Весь вопрос в том, станут ли наши девелоперы и владельцы недвижимости делать у себя дома то же самое или по обыкновению предпочтут развивать лондонский гастрономический микроклимат и атмосферу Бруклина.

Автор - главный редактор журнала «Афиша-Еда»