СССР и США: война промышленных товаров
«Пятница» продолжает публиковать серию статей культуролога и историка архитектуры Владимира Паперного«Пятница. Дом» продолжает публиковать серию статей культуролога и историка архитектуры Владимира Паперного «Архитектура и выставки». Этот спецпроект для рубрики «История» посвящен тому, как меняющаяся политическая ситуация в СССР отражалась в архитектуре местных и международных выставок. Сегодня мы публикуем последнюю из трех статей.
Об авторе
Владимир Паперный родился в Москве в 1944 г. Окончил факультет дизайна Московского художественно-промышленного училища им. С. Г. Строганова. Учился в аспирантуре Центрального НИИ теории и истории архитектуры. В 1985 г. написал диссертацию про сталинскую архитектуру, которая была опубликована в США под названием «Культура Два». Автор книг «Мос-Анджелес», «Мос-Анджелес Два», «Fuck context?».
«Дать русским образцы американского изобилия»
Вскоре после смерти Сталина Георгий Маленков произнес речь на заседании Верховного Совета, где призвал к мирному сосуществованию с Западом. Америка была в панике. «Цель таких заявлений очевидна, - писал один сотрудник госдепартамента, - коммунисты таким способом пытаются пробить брешь в стене сопротивления, которую Запад строил все эти годы, и замедлить программы вооружения свободного мира». Позднее президент Эйзенхауэр пожалуется в частном разговоре: «Мы можем похвастаться самым лучшим типом цивилизации, известным человечеству, но Советам удается убедить многих, что именно они являются носителями прогресса, мира и свободы. Какая трагедия!»
Холодная война шла не просто между двумя странами, но между двумя проектами глобализации: один называл себя социалистическим, а другой - капиталистическим, хотя условность обоих терминов сегодня очевидна. Америке удалось перенести поле битвы в область потребления, и это оказалось выигрышной стратегией.
В 1951 г. социолог Дэвид Рисмен (автор хрестоматийной книги «Одинокая толпа») написал пародийный текст, озаглавленный «Нейлоновая война». Начинался он так: «Сегодня 1 августа 1951 года. Вот уже третий месяц, как США начали Нейлоновую войну - бомбардировку СССР товарами широкого потребления. Пора подвести некоторые итоги. Первоначальному рейду, проведенному 1 июня, предшествовали годы сложной и тайной подготовительной работы. Идея была проста: если дать русским образцы американского изобилия, они откажутся подчиняться власти, которая дала им танки и шпионов вместо пылесосов и салонов красоты».
Удивительно было не то, что многие американцы восприняли этот текст всерьез (как в 1938 г. они поверили в высадку марсиан в радиопередаче Орсона Уэллса), удивительно, насколько этот пародийный текст оказался пророческим.
1 августа 1953 г. по указанию Эйзенхауэра было создано Информационное агентство США (USIA) с годовым бюджетом $2 млрд и с целью «понимать, информировать и влиять на население других стран». Мало кто тогда знал, что деньги через сеть организаций-посредников шли из ЦРУ.
Хрущев принимает вызов
С одной стороны, он верил в собственное пророчество («история на нашей стороне, мы вас похороним»), с другой - не было выбора. В 1958 г., окрыленный полученным Гран-при за архитектуру советского павильона в Брюсселе, он договорился с Эйзенхауэром об обмене выставками между СССР и США. Норман Уинстон, консультант американской выставки, не мог скрыть радужных надежд: «Пусть русские захотят иметь то, что мы имеем. Пусть они требуют этого от своих руководителей. И пусть они требуют этого так громко, чтобы руководителям пришлось им ответить. Тогда, возможно, российские лидеры захотят сделать свой народ счастливее и перебросят часть ресурсов с производства оружия на производство мебели, миксеров и сборных домов».
Итак, оружием для атаки должны были стать потребительские товары: автомобили, холодильники, посудомоечные машины, модная одежда, косметика и цветное ТВ. Не последнюю роль играли архитектура и дизайн самих павильонов, туда были брошены крупные силы - Бакминстер Фуллер, Джордж Нельсон, Чарльз Имз и его жена Рей. В отдельном контейнере ехало секретное оружие - холсты американских абстрактных экспрессионистов, международные выставки которых уже несколько лет, тайно от художников и зрителей, финансировались ЦРУ.
(В 1960-х студенты Строгановки, включая меня, не могли понять, почему сотрудники КГБ, иногда появлявшиеся в институте, всегда начинали «дружеские беседы» со студентами с вопроса: «Как вы относитесь к абстрактной живописи?» Мы недоумевали: «Какая абстрактная живопись? Кого интересует это направление пятидесятилетней давности?» Но, похоже, они знали что-то, чего не знали мы.)
Надо было чем-то отвечать на американскую атаку. С выставкой в Нью-Йорке все было ясно, там упор делался на космос - слова «спутник» и «лайка» по-прежнему действовали на воображение американцев. Модернизм, уже реабилитированный в СССР (хотя понятый не как образ мышления, а как экономия стройматериалов), тоже пригодился для нью-йоркской выставки - оформление было поручено ученику Малевича Константину Рождественскому и он с задачей справился.
Наш ответ Никсону
Чем защитить советских граждан от залпа потребительской идеологии? Решено было срочно построить в Москве собственную выставку и показать там «наши» потребительские товары. Главное было, разумеется, открыть ее раньше американской. Чтобы предотвратить удар американской «чудо-кухни» (где впоследствии произошел знаменитый диспут Никсона и Хрущева), газета «Известия» начала публиковать фотографии счастливых советских граждан, пользующихся «нашими» кухнями. Там, например, можно было увидеть «простую советскую женщину» Зинаиду, пекущую вместе с дочкой пироги к приходу с работы мужа - в «нашей» духовке.
В Москве, к счастью, уже существовала выставка, которую можно было за оставшиеся два года успеть превратить в идеологическое оружие - Всесоюзная сельскохозяйственная. 28 мая 1958 г. Совет министров СССР принимает постановление «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР».
Павильоны, организованные по географическому признаку, надо было срочно переделывать в отраслевые. К открытию американской выставки в «Сокольниках» успели переделать только один павильон ВДНХ - «Поволжье», который стал «Радиоэлектроникой». Позднее переделали и другие, так «Белоруссия» стала «Электротехникой», «Литва» - «Химией», «Украина» - «Земледелием». Кроме того, стиль сталинской эклектики надо было срочно менять на модернизм. И наконец, надо было заполнять павильоны действующими макетами несуществующих потребительских товаров.
Все эти задачи были решены в «Радиоэлектронике». В 1937 г. на этом месте стоял павильон Поволжья архитектора Чалтыкьяна. В 1938-м его начали перестраивать по проекту Борецкого. В 1939-м перестроили по проекту Знаменского и Колесниченко. Башня была украшена скульптурой Чапаева на коне, с поднятой шашкой. В 1954 г. его сломали, и на его месте архитекторы Яковлев и Шошенский построили новый, в стиле позднего сталинизма, богато украшенный скульптурой.
Вот ему-то и предстояло стать «Радиоэлектроникой». Для этого на «Поволжье» наскоро надели фасад из штампованных алюминиевых панелей, символизирующих прогресс. Это было вдохновенное творение все того же Шошенского (правда, уже с другим соавтором), успевшего усвоить уроки «борьбы с излишествами» и стать глашатаем прогресса. Времени было мало, поэтому фиктивный фасад не полностью закрывал здание - сбоку за модернистскими панелями был виден «поволжский» орнамент.
Внутри установили действующую модель цветного телевизора - теперь можно было привезти на выставку самого Никсона и сказать ему: «Подумаешь, чем удивили, цветным телевизором». Никсон, проезжая по ВДНХ в открытом лимузине, не обратил внимания на «прогрессивность» фиктивного фасада «Радиоэлектроники» и тем более на остатки «поволжского» орнамента - он, как и предполагалось, его не заметил. Он улыбался и приветственно махал рукой, при этом выставка не произвела на него никакого впечатления. В секретной телеграмме Эйзенхауэру он написал о ней всего два слова: «ничего существенного» (nothing momentous).
Что же касается американской выставки в «Сокольниках», то она произвела настоящий шок. Некоторые посетители (включая Хрущева) решили, что американцы скрывают что-то самое главное, прикрываясь мишурой потребительских товаров. Многие были уверены, что, как и на ВДНХ, американцы выставили макеты, а в действительности у них ничего этого нет. Практически всех восхитили автомобили и пепси-кола. Почти все были возмущены абстрактным экспрессионизмом. Казалось бы, ЦРУ тут просчиталось, но на самом деле расчет был гораздо тоньше. Автомобили и холодильники были адресованы народным массам. Тем же, кого пропагандисты из USIA называли «более политически-осведомленными и влиятельными советскими гражданами», предназначались книги (кража которых поощрялась гидами) и абстрактный экспрессионизм.
Кто победил?
Советский проект глобализации не состоялся. Проигрыш в «нейлоновой войне» привел к внезапной вспышке любви к победителю, сначала у «политически осведомленных» граждан СССР, а к началу 1990-х практически у всей страны. Эта любовь довольно быстро сменилась разочарованием - слишком сильны были эмоциональные инвестиции в Америку. Американский проект на какое-то время восторжествовал, породив идею «конца истории», но сейчас тоже угасает.
Желание возродить советский проект становится все более очевидным. ВВЦ переименован обратно в ВДНХ, и оттуда, вполне в евангельском духе, изгнаны торговцы. С павильонов «Радиоэлектроника» и «Вычислительная техника» безжалостно срезаются фиктивные модернистские фасады. Делается это в спешке, поэтому заодно страдает и пышный соцреалистический декор, который хотели восстановить. Было объявлено, что ВДНХ вернется к своему состоянию на 1954 г., что, строго говоря, является исторической ошибкой - в 1954 г. выставка называлась ВСХВ.
Но с возрождением советского проекта есть и более серьезная проблема. Для глобального проекта нужна универсальная идея. «Международная солидарность трудящихся» была такой идеей, поэтому советский проект был привлекателен для разного рода освободительных движений. Идея уникальности российского опыта («герменевтика исключительности», как ее иногда называют) не обладает универсальностью и для проекта глобализации не очень подходит. Как эта проблема будет решаться и будет ли она решаться, покажет время. Самое интересное начнется, когда восстановленные павильоны заполнятся достижениями народного хозяйства. Что это будет, планшеты Samsung и айфоны?