Что сказал бы Пушкин про сегодняшние события на Украине

Так уж повелось: Пушкин - наше все, что-то вроде национальной религии

Хорошо бы всякий, кто в наше тревожное время говорит что-то на злобу дня, задавался бы тремя простыми вопросами, продиктованными памятником Пушкину

Фразу «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» написал Тургенев, однако же во дни сомнений и тягостных раздумий мы обращаемся не к Тургеневу, а к Пушкину. Так уж повелось. Пушкин - наше все. Что-то вроде национальной религии.

Вот и сейчас, во дни украинской войны, когда аргументы противников и сторонников ее пошли по сотому кругу, - обратились к Пушкину. В социальных сетях всерьез обсуждается, какую позицию занял бы Пушкин в эти дни. Националистические средства массовой информации пишут, что он наверняка был бы за Донецкую республику, поскольку вот же дружил с декабристами, мятежными офицерами, а чем Стрелков-Гиркин не мятежный офицер? Государственнические СМИ пишут, что поэт, уж во всяком случае, был бы за русских и поддерживал бы присоединение Крыма, поскольку поддерживал же подавление Польского восстания и написал же несколько патриотических (если не сказать националистических) стихов. Либеральные СМИ пишут, что Пушкин, наоборот, наверняка поддерживал бы «антитеррористическую операцию», которую проводит правительство Порошенко на востоке Украины, поскольку написал же «Капитанскую дочку» и «Историю Пугачевского бунта», в которых, безусловно, поддерживал усилия любого правительства против любых бунтовщиков.

На то он и главный русский поэт, чтобы любой русский человек и даже шире - любой человек, говорящий на русском языке хоть немножечко, отыскивал бы в собрании сочинений Пушкина поддержку, утешение, подтверждение любым своим убеждениям, чаяниям и мечтам, пусть даже и противоположным.

В этом смысле собрание сочинений Пушкина подобно Библии. Если ищешь в священном тексте оправдание бытовых своих поступков - обязательно найдешь. Беда только в том, что и противник твой обязательно найдет оправдание своих поступков - прямо противоположных.

Тем-то и замечательны великие книги, что написаны не о том, как правильно надо жить, а о том, как устроена жизнь на самом деле, а жизнь устроена и так, и эдак. И благороден бунт против тирана, и заслуживает наказания одновременно. И ужасен бунтовщик, и жаль его одновременно. И восторг, и ужас сплетаются в той точке, где зарождается история.

Разбор священных текстов - дело вовсе не профанное. Любой богослов вам скажет, что нельзя как-то в твиттере коротенько изложить то, что на всем протяжении Ветхого и Нового Заветов имел в виду Бог. Любой пушкинист скажет, что о политических и моральных пристрастиях Пушкина надобно не посты в фейсбуке писать, а диссертации.

Тем не менее Пушкин ведь - наше все. Очень хотелось бы приложить его к современности и жить с ощущением подтвержденной Пушкиным своей правоты. Вот для этого ставят памятники. Собрание сочинений Пушкина очень большое. Нельзя приложить его все к сиюминутным своим нуждам. Да мало кто и читал его от корки до корки. На то есть памятник. На памятнике Пушкину в Москве написано:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Этого достаточно. В отличие от академического собрания сочинений эти строчки могут быть применены практически. Действительно, хорошо было бы, если бы в наше тревожное время всякий, кто говорит что-нибудь на злобу дня, задавался тремя простыми вопросами, продиктованными памятником Пушкину, стоящим в Москве на Тверской улице. Вопросы эти суть следующие.

Пробуждает ли сказанное мною добрые чувства?

Восславляет ли сказанное мною свободу?

Призывает ли сказанное мною милость к падшим?