Пушкинский музей показал гравюры Уильяма Хогарта

Гравюры обличителя нравов Уильяма Хогарта созданы триста лет назад, но до сих пор не устарели - убеждает выставка в Пушкинском музее
Выставка сделана с выдумкой, только подписи расположены очень низко/ М. Стулов/ Ведомости

Выставка Пушкинского музея «Уильям Хогарт: анализ красоты» названием обязана трактату, где художник изложил свои мысли о том, что прекрасна не форма сама по себе, не каноны и пропорции, а идея, которую выражает произведение. Хотя в двух словах о взгляде художника на природу и искусство точно не скажешь. Трактат, однако, к выставке имеет небольшое отношение, основное содержание 68 листов из фондов музея - это как раз нравоучительные и в высшей степени искусные картинки, которые и сделали Хогарта популярным как у современников, так и у поколений потомков, а также вписали его имя в историю искусства.

Две иллюстрации к «Анализу красоты», представленные на выставке, обаятельны, декоративны и динамичны, но они остаются чистым наслаждением, поскольку трактат Хогарта сегодня, безусловно, устарел. Его автор полемизировал с поборниками канонической красоты и высокого вкуса, а современное искусство, как известно, не имеет понятий «канон» и «вкус».

Эстетика меняется, а человеческая природа неизменна - алчность, леность, сластолюбие, обман и тяга к развлечениям по-прежнему ведут человека к позору и гибели. Просто, как и герои художника XVIII в., нынешние носители порока до поры до времени не верят в печальный конец своей истории. Листы из серии «Выборы в парламент», изображающие мухлеж при голосовании, подкуп избирателей и драку во время приезда депутата, содержанием понятны сегодняшнему зрителю. Не надо расшифровывать ему и присутствие в листах некоторых персонажей.

Например, в сцене выноса депутата в кресле (как всегда у Хогарта, многофигурной) присутствие толстых свиней среди дерущейся толпы явно объясняется не верностью натуре. Как ни живо выглядят все хогартовские персонажи, понятно, что свои картины, с которых делались гравюры, он тщательно составлял и режиссировал, следя за цельностью повествования и выразительностью каждого эпизода.

Завзятый театрал, поклонник великого актера Гаррика, который, в свою очередь, восхищался художником, Хогарт строил свои картины по законам сцены. И был в них многословен, как и вся английская литература того времени. И так же назидателен, у него на последнем листе «всегда наказан был порок, добру достойный был венок» - Пушкин писал как раз о хогартовском времени.

«Карьера проститутки» - история в шести листах бедной Молл Хэкэбаут, обманом заманенной в публичный дом, ставшей содержанкой богатого торговца-еврея, потом попавшей в тюрьму, заболевшей сифилисом и умершей во время спора врачей о своей болезни. Финальная сцена - похороны, тринадцать персонажей вокруг гроба, на крышке которого можно прочитать, что дело происходит 2 сентября 1732 г., что покойнице 23 года. Вокруг нее проститутки, одна со следами дурной болезни на лице, другая горюет, жалея скорее себя, чем подругу, еще одна смотрит в зеркало, двое рассматривают колечко, врач пристает к самой миловидной из падших женщин. Такое интересно рассматривать, отмечая характерность персонажей, их взаимоотношения, одежды, мебель, детали.

Из нашего времени глядя, можно сказать, что тиражная графика не столько заменяла публике театр (доступный всем), сколько предшествовала комиксам и телесериалам, понятным зрителям. Массовое искусство - т. е. предназначенное для широкой публики - должно быть или развлекательным, или морализаторским, а лучше одновременно и занимать и поучать. Хогарт как раз был мастер такого соединения. И еще гениальным сценаристом и рисовальщиком. Жаль, конечно, что в российских собраниях нет его картин, но и замечательные гравюры хорошо в который раз рассмотреть.

До 7 сентября