Объявлен длинный список премии Букер
Объявлен длинный список премии Букер, присуждаемой за лучший роман года. Жюри посетовало на падение редакторской культуры и неразличение жанровых рамок
Длинный список одной из самых престижных российских литературных премий в этом году насчитывает двадцать четыре романа и неизбежно разнообразен. В нем соединились выросшие из документальных источников «архивные» романы (Наталья Громова - «Ключ», Захар Прилепин - «Обитель», Елена Скульская - «Мраморный лебедь») и сочинения, сочетающие сразу несколько эпох, включая современную («Завод «Свобода» Ксении Букши, «Цвингер» Елены Костюкович, «Возвращение в Египет» Владимира Шарова, «Музей имени Данте» Глеба Шульпякова), целый выводок фантасмагорий, среди которых «Теллурия» Владимира Сорокина, «Чакра Фролова» Всеволода Бенигсена и «Эрон» Анатолия Королева, а также таежная проза Виктора Ремизова «Воля вольная» и эсхатологический роман-сновидение Анатолия Кима «Радости рая».
Список получился достаточно сильным с отчетливым креном в мистику и фэнтезийность, за что его и упрекнул председатель жюри Андрей Арьев (историк литературы и соредактор петербургского журнала «Звезда»): «Современным авторам трудно работать с другим сознанием, выстраивать психологические мотивировки, и, чтобы справиться с этим, многие сбиваются на фэнтези, вводят в произведение параллельный потусторонний мир. Но для меня без психологии проза разрушается». Издателей Андрей Арьев пожурил за опечатки и посетовал, что культура подлинной редактуры, исправляющей фактические и смысловые ошибки, исчезает на глазах.
Мысль о склонности к фантастике поддержал и вошедший в жюри нынешнего года писатель Денис Драгунский, заметив, что в прочитанных им восьмидесяти пяти романах (именно столько их было подано на конкурс) «много чертяк», а вот иронии и легкости недостает. Писатель Анатолий Курчаткин, также вошедший в судейскую команду, добавил, что в нынешнем году издатели подходили к выдвижению на премию не слишком ответственно, предлагая на конкурс книги, ничем не напоминающие романы.
Впрочем, почти все члены жюри, в которое вошли также критик и писатель Евгений Абдуллаев и не доехавший до обсуждения скульптор Александр Рукавишников, признавались, что из двадцати четырех избранных в длинный список книг примерно четверть доставила им истинное читательское удовольствие. Очевидно, эта четверть и войдет в короткий список, который будет оглашен в октябре. Каждый из шести финалистов получит денежный приз в 150 000 рублей, лауреату достанется в десять раз больше. Уже третий год премию спонсирует банк «Глобэкс», учредивший в прошлом году дополнительный грант: на перевод на английский одного романа из шестерки - сейчас переводят «Дознавателя» Маргариты Хемлин.