«Лебединое озеро» станцевали в античных развалинах

«Лебединое озеро» в постановке Патриса Барта стало этим летом одним из главных аттракционов Рима. Им привлекают туристов в Термы Каракаллы
© Francesco Squeglia

Театральные и концертные исполнения на открытом воздухе, ставшие приметой лета в любой европейской деревне, изобрели, вопреки стереотипу, не в Зальцбурге. Этой идее несколько тысяч лет, и римские Термы Каракаллы эксплуатировали ее еще во времена расцвета Римской империи. Угаснув на много веков, традиция возродилась уже более полувека назад, и с тех пор в Термах Каракаллы пела Мария Каллас и танцевал Рудольф Нуреев, а весь мир узнал прекрасные античные развалины благодаря концерту трех теноров во время чемпионата мира по футболу 1990 г. Вскоре после этого Термы стали постоянной ареной летнего сезона Teatro dell'Opera di Roma, который приберегает для них самые масштабные и зрелищные постановки, оперные и балетные.

Роль балетного гвоздя сезона в этом году досталась «Лебединому озеру». И если отбросить отечественное высокомерие по отношению к западному балету (а его действительно лучше отбросить побыстрее, ведь партию Одетты-Одиллии Мариус Петипа и Лев Иванов создали не для российских балерин, а для итальянки Пьерины Леньяни), оказывается, что в Риме это произведение Чайковского знают лучше, чем во многих признанных балетных столицах. Причем внедряли его наши лучшие специалисты: еще в 1980 г. в Термах Каракаллы показал свою версию Юрий Григорович, ее сменила постановка Евгения Полякова, многолетнего ассистента Нуреева, потом премьеру выпустил Олег Виноградов, а версия Галины Самсовой возобновлялась четыре раза.

Теперь «Лебединые озера» русского разлива сменил спектакль француза Патриса Барта. Один из крупнейших европейских авторитетов в области классики, он существует с ней в тех отношениях, тип которых заложил в Европе Нуреев: стремится сохранить драгоценный академический каркас (хотя представления о несущих конструкциях порой существенно расходятся с отечественными), но электризовать публику неожиданными психологическими подробностями, которые и не снились благочинному Петипа. Его «Лебединое озеро», поставленное 20 лет назад для Берлина, обладает не только уже приевшимися деталями интимных отношений Принца Зигфрида и его друга Бенно, Королевы и ее премьер-министра Ротбарта: Барт налил свое «Озеро» вокруг страстной любви Королевы к собственному сыну.

Впрочем, балетная труппа живет по стандарту большинства европейских театров, который позволяет укомплектовать состав второстепенных персонажей собственными кадрами, а на звездные роли выписать именитых солистов. Это означает, что роли Королевы и Ротбарта, когда-то вылепленные по мерке выдающихся немецких танцовщиков, у исполнителей иного масштаба растеряли и значимость, и энергию. А приглашенные на главные партии звезды представляют, как обычно бывает в подобных случаях, классическую версию отношений главных героев.

Но летняя публика и ждет узнаваемого «Лебединого озера» с его традиционной сказочностью и участием патентованных звезд. Именно это и обеспечил Teatro dell'Opera di Roma, поэтому все семь представлений в зале на 3500 мест оказались распроданы.