Статья опубликована в № 3637 от 24.07.2014 под заголовком: Зеленый ветер шипра

Книга «Мужчина и женщина: тело, мода, культура» рассказывает о том, как любили и одевались в эпоху оттепели

Исследование Наталии Лебиной «Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР - оттепель» - увлекательная история ускользания от жесткого государственного ока
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Перед нами еще одна достойная ученица французской школы «Анналов», на этот раз по классу советской моды и любовных отношений. Это далеко не первая работа петербургского социального историка о культуре советской повседневности - до того были «Повседневная жизнь советского города» (1999) и «Энциклопедия банальностей» (2006), посвященные причудам раннесоветского быта. Названная по-лелушевски книга «Мужчина и женщина» - высказывание на близкую прежним работам тему, только время ее действия перенесено на более поздние 1950-1960-е годы.

Исследовательница убеждена, что «именно государственная политика определяла стилистику взаимоотношений мужчин и женщин в условиях десталинизации и либерализации советской социально-политической системы». И это понятно: указы и постановления (о запрете абортов, совместном обучении мальчиков и девочек, обязательной публичности развода), естественно, определяли формы частной жизни обычных людей. И тем не менее эта книга рассказывает скорее о противоположном: о том, как хитроумные советские мужчины и женщины обходили директивы свыше и все-таки умудрялись знакомиться (преимущественно на танцах), регулярно встречаться друг с другом, пусть за неимением места романы часто оставались, по выражению Иосифа Бродского, «пешеходными», и оставаться элегантными, модными, благоухая «Шанелью № 5» или «Шипром» (что запечатлено и Беллой Ахмадулиной: «...и вдруг зеленый ветер шипра вздымал косынку на плече»).

Искусные портные на дому шили девушкам платья в духе Джины Лоллобриджиды, а молодым людям «английский континенталь, однобортный» и «брюки без обшлагов, с ма-аленьким скосом назад». Девушки вопреки официальному брюзжанию делали прическу а-ля Бабетта (в подражание героине Бриджит Бордо), а мужчины «бродвейку» - длинные зачесанные назад волосы или короткие, но тогда с прядью спереди, которую взбивали и превращали в кок. В конце 1950-х стиляг с «бродвейками» сменили молодые люди, желавшие походить на битлов, и бородачи, подпавшие под влияние Хемингуэя. Длинные волосы предполагали у отважившегося на них гражданское мужество - одного из героев этой книги едва не затащили в милицию, чтобы постричь насильно, спасла серебряная медаль, аттестат о ее получении случайно оказался у «волосатика» при себе. Каждую пядь частного пространства, даже в хрущевские времена, приходилось отвоевывать ценой, к счастью, уже не жизни, но репутации.

Еще одно заключение, к которому подводит читателя Наталия Лебина, - либерализация сократила дистанцию между советскими и западными идеалами красоты. Истончение железного занавеса сблизило эстетические взгляды тех, кто был по разные его стороны. И на смену плакатно-монументальным красавицам эпохи тоталитаризма пришли раскованные и рискованные роковые женщины, сочетавшие «интеллект и эротичный шарм», а атлетичных блондинов сменили нервные красавцы, циничные и сентиментальные, воплощенные на экране Олегом Далем и Олегом Стриженовым и очень напоминавшие персонажей западного кино.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more