Звезды Мариинки станцевали в Финляндии

Петербургский фестиваль балета Dance Open разнообразил афишу оперного фестиваля в финской Савонлинне
Виктория Терешкина при поддержке Владимира Шклярова освежила заезженное па-де-де из «Лебединого озера»/ Стас Левшин

Фестиваль в Савонлинне - старейший в Европе, давать представления во дворе средневековой крепости Олавинлинна начали больше ста лет назад, с 1967-го они приобрели регулярность, и вот уже три года как финны вступили в копродукцию с петербургским фестивалем Dance Open. Теперь к операм прилагается балетный гала-концерт, попутно, спасибо евросоюзовскому гранту, наши педагоги и солисты дают мастер-классы ученикам из Финляндии и России.

Перед балетным гала мне удалось побывать на двух операх. «Куллерво» Аулиса Саллинена по финскому национальному эпосу - отменная вещь, а возобновление допотопной «Волшебной флейты» - просто елка, детский утренник, к тому же дурно исполненный. Кабы кто-то купил билет только на первый спектакль - подумал бы: какой классный фестиваль, на второй - какая дрянь, однако. С другой стороны, то и другое имело успех у публики. Балетный вечер соединил оба тренда.

Если подчинить концерт какой-то идее, включенные в него произведения будут корреспондировать друг с другом так, как нам хочет показать составитель программы. Но и программа, представляющая собой цепь неизбежных компромиссов между интересами разношерстной публики, составом солистов, их заявками, наконец, вынужденными их заменами и изменениями в сверстанном списке номеров, иногда может оказаться не менее яркой и содержательной.

Если сразу за Петипа танцевать Георгия Ковтуна - а именно это сделали Ирина Перрен и Марат Шемиунов из Михайловского театра, где Ковтун поставил своего «Спартака», - адажио, в котором партнеры друг вокруг друга как только не обвиваются, стоя и лежа, выглядит форменным софт порно. А «Золушка» Ратманского после Ковтуна кажется глотком чистой воды (впрочем, только у Филиппа Степина из Мариинского театра, которому Елизавета Чепрасова достойной партнершей, увы, не стала). Перрен с Шемиуновым станцевали еще и дуэт из «Антония и Клеопатры» Игоря Чернышева (1968), а следом Наталья Поворознюк и Олег Марков - дуэт из «Анны Карениной» Бориса Эйфмана (2005) - видимо, все хореографы, рожденные в СССР (за исключением Ратманского), обречены оставаться между Григоровичем и драмбалетом. А рожденный в Австралии премьер голландского Национального балета Реми Вортмейер так исполнил номер собственного сочинения на музыку Оффенбаха, что стало ясно: вот он-то рожден свободным (и покоряюще обаятельным).

Соседство в одном концерте образцов нетленной классики тоже провоцировало сравнение. Равно как и артистов в разном материале нельзя было не сравнить с самими собой. Па-де-де из «Дон Кихота» - conditio sine qua non любого гала - в исполнении Дениса и Анастасии Матвиенко выглядело столь же усталым, сколь бодро у них пошел фрагмент Radio & Juliet Эдварда Клюга на музыку Radiohead. Ирина Перрен одушевила хрестоматийную «Русскую» из «Лебединого» так, будто Лев Иванов поставил ее вчера и специально для нее. А еще более заезженное па-де-де из третьей картины того же «Озера» Виктория Терешкина, украшение Мариинской труппы, превратила в блестящий мини-спектакль. Ее Одиллия рассыпала дивной красоты позы, сплавляя их в огненный поток танцевания. Удивительно умение балерины одновременно идеально чеканить каждое па и в то же время петь телом. Выдающаяся техника помножена на столь же выдающийся артистизм: Терешкина с тонкой, изысканно-элегантной иронией подавала пластические намеки на лебедя, которыми Петипа пунктиром прошил эту партию. Безраздельная власть над Зигфридом - Владимиром Шкляровым далась ей так же легко, как над 2264-местным залом.

Савонлинна