Вышла серия сборников старых статей о рекламе, радио и кинематографе

Издательство «Ад Маргинем» начало републикацию статей, написанных во времена, когда кинематограф, радио и фотография начинали брать власть над человечеством

Название одного из направлений серии Minima издательства «Ад Маргинем» - vintage contemporary можно переводить не только как старое современное, но и как марочное или выдержанное. Карманного формата тоненькие сборники текстов о новшествах (когда-то), завоевавших мир, написаны авторами, чья известность с годами становится только качественнее.

Разве что Осип Брик рядом с Бертольтом Брехтом и Ласло Мохой-Надем выглядит не вполне по чину, ну а что касается Вирджинии Вулф, то ее в этом ряду упоминать приходится всуе. Но зато появление эссе великолепной англичанки обещает, что серия не ограничится статьями и манифестами борцов с буржуазией и ее искусством.

Бертольт Брехт в текстах о радио и Осип Брик в статьях о рекламе выступают не как теоретики, а пропагандисты - в меру своего таланта и темперамента. Брик в стиле советской полемики 20-х не только поучает, какой должна быть реклама (все правильно пишет), но и попутно доносит на оппонентов. Некого профессора Сидорова, антинародно ратовавшего за красивые и дорогие книги, он занудно громит за идеологически чуждый эстетизм. Естественно, образцом рекламной поэзии становятся стихи Маяковского. Смешно, Брик писал, как рекламировать товары во время нэпа. Вскоре новая экономическая политика завершилась и надобность в рекламе отпала. «Передовые художники уже вступили на путь - от картины к ситцу и, конечно, назад не вернутся» - ошибся товарищ Брик, вернулись.

Брехт пишет о задачах радио так же повелительно, но ярко. Считает, что оно должно быть настоящим коммуникатором между обществом и человеком. Сюрприз его сборника «Теория радио. 1927-1933» - статья Велимира Хлебникова «Радио будущего». Появилась она в конце сборничка неожиданно, как Елизавета Воробей в списке мертвых душ Собакевича. Зато в ней суть написанного Брехтом сформулирована в первой пылкой фразе: «Радио будущего - главное дерево создания - откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество». Не объединило, т. е. бывало объединяло, но «действительно демократического мероприятия» из него так и не получилось.

Telehor - название журнала, где в 1936 году публиковались теоретические статьи блистательного фотографа и художника Ласло Мохой-Надя и разбор его идей о развитии визуальных искусств. В так же названном сборнике можно читать любые тексты - от разбора проблем светописи до сценария про курицу. Даже поминание правящих классов - виновников неразрешимости всех проблем - не мешает следить за наблюдениями и сформулированными выводами из них.

Все три книжки любопытны, но удовольствие можно получить от «Кинематографа» Вирджинии Вулф. Он не о кино, это просто безупречно восхитительная проза.

В серии MINIMA издательства «Ад Маргинем пресс» (совместная издательская программа с Музеем современного искусства «Гараж»): Бертольт Брехт «Теория радио», Вирджиния Вулф «Кинематограф», Осип Брик «О рекламе», Ласло Мохой-Надь Telehor