Статья опубликована в № 3642 от 31.07.2014 под заголовком: Начали с духовного

Зальцбургский фестиваль начали «Духовные увертюры»

Зальцбургский фестиваль раздвинул привычные репертуарные границы. Интендант Александр Перейра открыл его неделей барочной музыки
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Композитор Самир Одех-Тамими разделил успех с дирижером Рупертом Хубером
© Salzburger Festspiele / Silvia Lelli

Первая декада летнего фестиваля в Зальцбурге третий год составляется из концертов исключительно высокодуховного содержания. Цикл Ouverture Spirituelle («Духовные увертюры»), предваряющий основную программу и удлинивший и без того немаленький фестиваль на целую неделю, придумал Александр Перейра, нынешний интендант.

Что и говорить, идея и впрямь неплохая. Давно следовало раздвинуть репертуарные рамки фестиваля, включив в него на равных барочную музыку в аутентичном исполнении. До недавнего времени в Зальцбурге звучала по преимуществу музыка классико-романтическая и постромантическая с непременным дозированным включением современных авторов. Конечно, кантаты Баха, оратории Генделя и мессы Моцарта звучали в Зальцбурге и раньше. Но только Перейра привел это в систему, объединив сакральную музыку под единым заголовком и вынеся корпус исполняемых сочинений в компактное инструментальное превью фестиваля.

Европейских интеллектуалов давно тошнит от романтической музыки. Но они вполне готовы слушать world music или барочный ансамбль. И Перейра не был бы Перейрой, если бы не ухватился за возможность расширить аудиторию фестиваля за их счет.

Основные события «Духовных увертюр» разворачивались в роскошном барочном соборе - Kollegienkirche. Практически каждый ансамбль - «Английские барочные солисты» и Монтеверди-хор с сэром Джоном Элиотом Гардинером, Hesperion XXI с Жорди Савалем, Les Arts Florissans c Уильямом Кристи, австрийский ансамбль OENM или арабский ансамбль традиционной музыки Al Tariqa Al-Gazoulia - так или иначе акустически обыгрывал сложное пространство храма с широкими боковыми нефами, образующими форму креста. Движение звука по периметру церкви, вознесение его ввысь, на хоры и балконы, создавало особую пространственно-звуковую среду, погружая слушателя-очевидца в ситуацию сакрального соприсутствия и соучастия, как это происходит в литургии.

Однако же торжественное открытие фестиваля предполагало иной, более пафосный формат. Третий год в таком случае звучит «Сотворение мира» Гайдна. Первым ораторией продирижировал Гардинер, вторым - Николаус Арнонкур. На этот раз за пульт великолепного оркестра и хора Баварского радио встал мудрый патриарх - Бернард Хайтинк. То, как Хайтинк провел мощную, полную драматизма и ярких звукоизобразительных моментов партитуру, свидетельствовало не только о потрясающем дирижерском чутье, умении чувствовать оркестр и ненавязчиво, почти незаметно управлять им. Главным в интерпретации Хайтинка стал мудрый, философичный взгляд на исполняемую музыку. Казалось, он пристально озирает партитуру с высоты и видит всю ее целиком, в деталях и частностях, при этом ни на минуту не выпуская из виду целого. Хайтинк демонстрировал какой-то уже совершенно запредельный уровень осмысления материала.

Символизм фестивального зачина читался предельно ясно. Творец, согласно Писанию, создал мир за шесть дней. Огромный и разнообразный Зальцбургский фестиваль есть музыкальный универсум, который каждый раз творится заново. Каждое лето в фестивальном комплексе Зальцбурга возникает актуальная музыкальная реальность, в которой есть место и барочному исполнительству, и традиционной музыке, и операм, и драме.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more