В Манеже открыли выставку про Первую мировую войну

«На переломе... Россия в Великой войне, 1914-1918 гг.» в Манеже - парадная выс1тавка-памятник, «мемориальная инсталляция», как ее определили анонимные авторы юбилейной экспозиции
Английский одноместный истребитель Sopwith, триплан деревянной конструкции - боевая машина Первой мировой войны/ Е. Разумный/ Для Ведомостей

Манеж - особое место, способное победить любую выставку. Авторы «На переломе... Россия в Великой войне, 1914-1918 гг.», чьи фамилии нигде не названы, сдались перед громадой места без боя. Выставочный зал видится пустым местом, разрезанным белыми выгородками. За ними спрятаны, словно от вражеского шпиона, вещи из собраний 25 российских музеев.

Собраны многие сотни экспонатов, но крупных - два самолета: подлинный британский Sopwith, серийное производство которого началось в 1917 году, и современная копия его противника - немецкого истребителя Fokker E.I, появившегося на свет двумя годами раньше. На просторах Манежа они кажутся такими же малышами, как, наверное, и на полях сражений, так что понять трудно, чем эти фанерные монопланы были так уж страшны для врага, мы видели истребители пострашнее. «Фоккеры» и «Сопвичи» - военные создания, немцы и англичане наладили их выпуск для сражений, но никаких подробностей о них здесь нет. Стоят себе и стоят, как декорации к несостоявшемуся спектаклю.

Так же бутафорски, без биографий, похоронены в витринах и нишах фугасная авиационная бомба ФАБ-82, пулемет ручной английский системы Льюис, мортирка 20-мм системы Рдултовского, 7,62 мм револьвер системы «Наган», пистолет автоматический германской системы «Маузер», французский кавалерийский карабин, шашка русская офицерская и другое антикварное оружие. Его заметное невооруженным глазом отличие от оружия современного - соразмерность человеку. Понятно, как его держали в руках, смотря в глаза неприятелю. Первая мировая во всем мире считается началом войны не людей, а вооружений, но через сто лет, видя, до чего дошла наука убивать, можно подумать, что 1914-й не столько открыл ХХ век, сколько закрыл век XIX.

Вторая серия экспонатов - печатная графика. 450 военных плакатов из собрания то ли частного (так написано в каталоге), то ли кинокомпании «Талан» (так в пресс-релизе) развешаны по стенам-выгородкам. Смотреть их подряд очень скучно - не потому, что они не интересны, просто слишком много материала скромных эстетических и текстовых достоинств. Лубочные, репортажно-графические, изображающие батальные сцены, рекламно-благотворительные, сатирические с нескладными стишками: «Австрияки у Карпат поднимали благой мат, гнали всю Галицию шайку глуполицую» - все они свидетельствуют, что патриотический заказ не способствует вдохновению.

Настоящая поэзия на выставке есть, и она неожиданно стала здесь настоящим центром - топографическим и смысловым. На пересекающих пространство фальш-стенках процитированы стихотворения русских поэтов, написанные в военные годы, - от обязательного по такому поводу горького блоковского «Петроградское небо мутилось дождем» до велеречивого и туманного «Обелиска» Константина Бальмонта» и гневного «Без оправданья» Зинаиды Гиппиус, обращенного к Максиму Горькому.

Если бы создатели выставки так же обращались с историческими реликвиями, как процитированные поэты со словами, то она получилась бы значительной, глубокой, яркой и страстной. А вышла, продолжу сравнение, какая-то невнятица с понятными добрыми намерениями вроде «Немцы! Сильна хоша вы, а не видать вам Варшавы». Экспонаты, редкие и ценные, хронологические таблицы, отражающие ход войны, кинохроника, прекрасные стихи и умные пояснения, как слова у неумелого поэта или войска у неудачливого военачальника, не соединились в экспозиции в осмысленное единство. Музеи и архивы, похоже, сами возводили свои экспозиции на отведенной территории, не задумываясь о соседских окопах. Да и какая тут может быть авторская воля, если за выставку отвечает не куратор, а организаторы - департамент культуры города Москвы и музейно-выставочный комплекс «Манеж». То есть никто лично, казенный результат закономерен.

До 31 августа