На Зальцбургском фестивале начались показы конкурса молодых режиссеров

На Зальцбургском фестивале начались показы конкурса молодых режиссеров. Он станет последним в истории фестиваля: спонсор решил прекратить поддержку проекта
«Хинкеман» - выразительная пьеса 1920-х - не устарела/ © Sebastian Hoppe

Интендант Зальцбургского фестиваля Александр Перейра - честный человек и не скрывает очевидного: упор в оперной афише делается на звездных исполнителей. В отличие от нее у драматической программы, как и у концертной, есть внутренний сюжет: столетие мировой войны. Большинство спектаклей так или иначе связаны с ней, одни напрямую, как «Последние дни человечества» Карла Крауса в постановке венского Бургтеатра, другие опосредованно. Так, Кэти Митчелл в «Запретной зоне» рассказывает средствами кино и театра (и на этот раз скорее кино, чем театра) историю семьи Фрица Габера, знаменитого немецкого химика, занимавшегося помимо прочего разработкой и применением отравляющих веществ.

Не остался в стороне и конкурс молодых режиссеров, Young directors project (YDP). Действие «Прощания» Николя Шаро по пьесе 76-летнего зальцбургского литератора Вальтера Каппахера проходит в Восточной Галиции осенью 1914 г. В местных окопах и землянках последние месяцы жизни провел величайший поэт ХХ века Георг Тракль (1887-1914). Так Зальцбург отдает дань памяти своему уроженцу, прожившему еще меньше, чем Моцарт, но успевшему сделать так много.

Зальцбургским оказался еще один проект конкурса: «36 566 дней» Ханс-Вернер Крезингер делает вместе со студентами университета «Моцартеум», воссоздающими на сцене опыт и судьбы горожан в 1914-1918 гг.

А открылся конкурс спектаклем белградского режиссера Милоша Лолича «Хинкеман» по пьесе Эрнста Толлера. Бунтарь-харизматик создал ее в тюрьме в 1921-1922 гг., это один из самых сильных текстов немецкого экспрессионизма. Солдат Эуген Хинкеман (блистательная роль Йонаса Андерса) возвращается с фронта, потеряв после ранения гениталии. История, как он пытается найти место в мирной жизни, где над ним постоянно насмехаются и издеваются, а жена (Катарина Шмидт) ждет ребенка от его лучшего друга, - жутковатый памятник тем, кто, использованный политиками и военными, оказался выброшен даже с обочины истории. Уместив трехактовую пьесу в часовой спектакль без антракта, Лолич рассказывает о судьбе Хинкемана языком почти клоунады. Лица актеров разрисованы красками, а долгий бег по кругу едва не доводит героя до инфаркта. Бегает Хинкеман вокруг огромной башни-спирали, напоминающей Шуховскую, - собственно, кроме нее на сцене лишь огромная стремянка (художник Сабине Кольштедт). Но театр экспрессионизма велик благодаря языку (в данном случае еще и переведенному на язык тела), спектакль адекватен вселенной Толлера.

«Хинкеман» - совместный проект фестиваля и дюссельдорфского театра драмы, где он войдет в репертуар. Даже странно, что Лолич, 35-летний профессионал высокой пробы, лауреат БИТЕФа, премии Нестроя и многих других престижных наград, постоянно ставящий в крупнейших театрах Европы уровня венского «Фольксбюне», участвует в состязании молодых. Ему бы уже подошел конкурс именитых. Но правила YDP условны, каждый год в его рамках показывают по 4-5 спектаклей. Победитель получает 10 000 евро на новый проект и ручку от спонсора, фирмы Montblanc (ручка дороже дотации).

Впрочем, о финансовой составляющей лучше писать в прошедшем времени. Тринадцатый конкурс станет последним в истории фестиваля, Montblanc решила не продлевать контракт. Решение расстраивает: YDP всегда был свежим ветром в установившейся (после эры Жерара Мортье) вновь крупнобуржуазной атмосфере Зальцбурга. Куратор драматической программы Свен-Эрик Бехтольф обещает придумать новые формы поддержки молодого театра, но не говорит о времени, которое для этого потребуется. Уход крупного спонсора - удар и по самолюбию, и по творческим планам, так кризис показывает зубки в самый неожиданный момент. К счастью, другие постоянные величины Зальцбурга - Audi, Nestle, Samsung, Rolex - переподписали свои контракты на ближайшие годы. Пока что место молодых режиссеров займут заслуженные классики большой сцены и оперные голоса бриллиантовых оттенков.

Зальцбург