Балет Сан-Франциско завершил гастроли в Париже программой современной хореографии

В Париже на сцене театра Шатле завершились Les Etes de la Danse - фестиваль, на котором проходят гастроли одной из значительных зарубежных балетных компаний
Мария Кочеткова и Жоан Боада в балете Кристофера Уилдона/ Erik Tomasson

В этом году приглашенной труппой был Балет Сан-Франциско. Старейшая американская балетная компания прибыла на двухнедельный сезон с гигантской программой из восемнадцати спектаклей, половина из которых была для Европы новинками. Афиша финального вечера обещала постановки Кристофера Уилдона, Льяма Скарлетта и Алексея Ратманского: одна программа объединила троих из четверки сегодняшних мировых хореографов-лидеров (впрочем, эксклюзивом от Уэйна Макгрегора труппа тоже владеет), работающих в технике классического танца.

Но травма одной из солисток наглядно продемонстрировала уязвимость даже такого мирового гиганта, как Балет Сан-Франциско: компания, прибывшая в Париж практически в полном (85 человек) составе, вынуждена была изменить состав торжественного вечера закрытия, на который съехалось пол-Европы. Волна негодования не улеглась даже после объявления, что спектакль Ратманского будет заменен двумя старыми шедеврами - «Соло» ван Манена и «Блестящим аллегро» Баланчина с француженкой Матильд Фрусте в последнем. Впрочем, патриотические чувства удовлетворены не были - один из сложнейших и лучших (и до сих пор не ставившийся в России) балетов Баланчина предательски обнажил проблемы обаятельной танцовщицы со школой, во всей наглядности продемонстрировав, что мешало ее продвижению в Opera National de Paris. Зато корифеи показали настоящий американский стиль исполнения Баланчина.

Ориентальный Within the Golden Hour, созданный Уилдоном для юбилейного фестиваля Балета Сан-Франциско шесть лет назад, с тех пор тоже обрел лоск классики. В нем слились мастерство хореографа, умеющего найти точный пластический аналог музыке, и танцовщиков. В постановке заняты три ведущие пары и четыре пары корифеев, которые не образуют нерушимые дуэты, а текут и меняются вместе с музыкальным потоком (использованы композиции Эцио Боссо и скрипичный концерт Вивальди). И это «бесшовное» широкое дыхание комбинаций хореографа с инструментальной чистотой воспроизводят исполнители, среди которых выделяются Мария Кочеткова и Сара ван Паттен.

28-летний Льям Скарлетт, сверхновая звезда хореографии, в безупречно стильном спектакле «Колибри» (художник - Джон Макфарлен, художник по свету - Дэвид Финн) представил любовную историю, перелитую в адажио с массой изобретательных и красивых поддержек. В упрек хореографу можно поставить лишь выбор музыки Филиппа Гласса, которая спровоцировала его на драматургический провал, и излишнее следование за Кристофером Уилдоном. Но это не помешало феноменальному успеху труппы, которая продемонстрировала ту гармонию классики и новаторства, в отсутствии которой упрекают сегодня парижскую Opera. Поэтому организаторы уже объявили, что Балет Сан-Франциско вернется на фестиваль в 2019 г.

Париж