Кинофестиваль “Окно в Европу” узнал “Вкус Америки”

Выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» одолел больше половины пути, но достойных фильмов пока наперечет
Сцены фильма «Вкус Америки» разыгрываются в богемном Нью-Йорке, куда попал наш эмигрант/ okno-filmfest.ru

Лучший - драма эстонского режиссера Ильмара Раага «Я не вернусь». Этот фильм нынешним летом уже был показан и премирован на международном иваново-плесском «Зеркале», а здесь участвует в программе «Выборгский счет», которая включает в себя, помимо главного конкурса, еще и другие заметные фильмы года и где победителей выбирают зрители, голосующие надорванными листочками после каждого сеанса.

Не сомневаясь в честности счетной комиссии и надеясь на разборчивость выборгской публики, я предсказываю победу фильму Раага, вызывающему добрые чувства не одним лишь своим посылом, который среди серьезных людей принято называть гуманистическим, но и художественным качеством истории, посыл содержащей и сочиненной Ярославой Пулинович, сегодня вполне успешной и даже модной литературной барышней.

Это история на двоих: Аня - бывшая детдомовка, ныне подающая филологические надежды исследовательница английской поэзии, Кристина - кроха из приюта с заветной бабушкиной фотографией в жестяной коробке и мечтой добраться до живой бабушки в далеком Казахстане. Дурацкий случай ломает жизнь Ане, заставляет ее сделать резкий выбор, который приводит к встрече с Кристиной, и то, что сначала покажется Ане досадой, потом окажется ее судьбой. Это road movie про взросление, про то, как заразительна жестокость и как поздно доходят до наших мозгов и сердец нехитрые, но важные вещи. Имя продюсера Сергея Сельянова в титрах соблазняет сравнивать «Я не вернусь» с бодровскими «Сестрами», и я, поддаваясь этому соблазну, отдаю предпочтение фильму Раага: он крупнее и мощнее, хотя и не без мелодраматических чрезмерностей, а главная его драгоценность - это маленькая девочка Вика Лобачева, которая совершенно неописуемо прекрасна и рядом с которой Полина Пушкарук, молодая, но в театральных кругах уже обсуждаемая ученица Сергея Женовача, имеет вид, скажем так, не яркий. В общем, мой искренний совет - найти возможность с фильмом Раага встретиться. Эта встреча не будет пустой, обещаю.

Прочее показанное в Выборге кино, прежде всего конкурсное, мощных чувств не вызвало, но остается надежда, что положение исправят «На дне» Владимира Котта по обновленным мотивам Максима Горького и «Зимы не будет» Ильи Демичева по собственному сценарию. Пока же маленькой радостью стало обманутое нехорошее ожидание: повторная экранизация Ефимом Грибовым повести Людмилы Улицкой «Веселые похороны» под неподходящим, а по теперешним временам и вовсе двусмысленным названием «Вкус Америки» была, как выяснилось, не напрасным предприятием и может дать фору первому освоению этой повести в режиссуре Владимира Фокина.

Попутно выборгская публика убедилась, что Семен Стругачев - не просто забавный носатый мужчина из спектаклей театра Ленсовета и разных антреприз и даже не только еврей Лева из саги про особенности национальных охоты с рыбалкой, а драматический актер серьезных возможностей. И если на этом основании его премируют в Выборге за лучшую мужскую роль, будет совсем неплохо, пусть даже кому-то в таком выборе и почудится аванс.

Не думаю, что схожие наградные шансы есть у фильма целиком - он все же страдает монотонностью. Но лучше уж такая скука, чем развлечение вроде «Пассажира из Сан-Франциско», которое по формальным признаком является авторским кино (сценарист, режиссер, композитор - Анатолий Бальчев в одном, прежде неизвестном мне лице), а по сути - высокоградусный гибрид беспомощного кооперативного кинопроизводства ранних 90-х

с советской агиткой поздних 70-х про их нравы. С какой целью прибыл этот «Пассажир» в Выборг, некогда прошедший испытание говорухинской «Пассажиркой», понять довольно затруднительно.

Выборг