На кинофестивале «Окно в Европу» победили «Сын», «Дедушка моей мечты» и «Мама дарагая»

Профессиональное жюри 22-го кинофестиваля «Окно в Европу» наградило камерную черно-белую драму Арсения Гончукова «Сын», но зрители шарахнулись от нее к комедии «Дедушка моей мечты»
Черно-белый «Сын» пленил жюри, но отпугнул широкого зрителя/ kinopoisk.ru

Кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге по традиции завершил кинопоказ официальным фильмом закрытия в главном городском кинотеатре «Выборг-палас», а затем подвел итоги в главной городской достопримечательности - старинном замке.

На сладкое - как потом выяснилось, в прямом смысле слова - устроители подали «Двух женщин» Веры Глаголевой по «Месяцу в деревне», которым отечественное кино прежде не интересовалось (фильм-спектакль Екатерины Еланской все же не в счет), в то время как театр вырастил из этого корня одну из своих славных легенд - спектакль Анатолия Эфроса. Так вышло, что именно у Эфроса в фильме «В четверг и больше никогда» актриса Глаголева сыграла одну из лучших своих ролей, а затем даже получила от мастера приглашение в труппу Театра на Малой Бронной, но им не воспользовалась. Сомневаюсь, что эта история из далекого прошлого имеет прямое отношение к новейшей режиссерской затее Глаголевой, но не исключаю, что Эфрос со своим знаменитым спектаклем стал дополнительным и объяснимым источником ее режиссерской робости, которая в фильме все же дает о себе знать, как бы мне, например, ни хотелось видеть в ней почтительность к Тургеневу и всей русской словесности. Хотя подобная робость примиряет с собой легче, чем самоуверенное хамство. Это очень женское кино, что вполне понятно, и это очень пригожее кино, что радует, конечно, глаз, но согласитесь, что глаз в такой радости не всякую минуту нуждается. Как бы ни пытался оператор Гинтс Берзиньш доказать обратное своей не слишком смелой художественной работой, окутанной в фонограмме лирическим трепетом Сергея Баневича - почтенного композитора, но «Две женщины» насыщены его музыкой чересчур обильно.

Актерам, однако, удается добывать в этом пространстве себе воздух, и они дышат им с удовольствием и радостью. Тут все наши хороши: от Анны Астраханцевой, перед которой отечественному кино стоит повиниться за обидное невнимание после овчаровского «Сада» и срочно реабилитироваться, до дебютантов Анны Левановой и Никиты Волкова, сумевших использовать свой шанс и теперь имеющих шансы всерьез собой заинтересовать. Отдельное удовольствие - Александр Балуев в роли Ислаева, скромной по размерам и точнейшей по скупому рисунку. Вы не поверите, но рядом с убедительными нашими неожиданно бледный вид имеет крутой и справедливо признанный миром не наш Рэйф Файнс, а ведь авторы «Двух женщин» наверняка и вполне логично считали именно его главным козырем своей культурной затеи. Но нет, фильм стал развиваться по другим законам, и в результате большой актер Файнс фактически подселил своего Ракитина с его умильно-постной полуулыбкой, да к тому же и переозвученного с досадным придыханием, к собственному безуспешному Онегину.

Позволив себе частные, но, надеюсь, вежливые замечания в адрес «Двух женщин», считаю важным сообщить, что выборгский зал принимал их с чувством, которое авторы могут смело записывать себе в актив: это внимание не было просто вежливым, в нем ощущалась готовность поверить в усадебные любовные треволнения как в собственные и чуткость к тургеневским страдальцам и страдалицам.

С выборгским залом, правда, все не так просто. Пятнадцать лет назад режиссер Савва Кулиш, в ту пору президент «Окна в Европу», на открытии 7-го фестиваля поздравлял выборжан с тем, что дети, родившиеся в год фестиваля № 1, уже пошли в школу. Теперь многие из тех детей сами уже родители, а вспомнил я о них потому, что «Окно в Европу» любит вслух гордиться тем, что оно вырастило своих зрителей. Мне тоже хотелось бы так думать, радуясь полным залам на многих фестивальных сеансах и раздражаясь из-за необходимости выискивать себе свободное место. Но что-то мешает моей радости безбрежно разливаться, и я даже знаю что: итоги нынешнего конкурса «Выборгский счет», где победителей определяют зрительские голоса.

Не все, конечно, итоги, но отчасти. Меня не смущает единодушие профессионального и зрительского жюри, сообща полюбивших комедию Ярослава Чеважевского «Мама дарагая!» (первое место у зрителей, спецприз от профи), потому что недурная комедия - зверь в наших лесах редкий и любить ее - это правильно. Но путать ее с комедией непотребной не надо даже в приступе самого яростного благодушия, а именно это и произошло с «Дедушкой моей мечты» Александра Стриженова. Выборжане лихо выдали ему серебро, предпочтя антихудожественный позор - другого слова не подберу, да и долго пришлось бы его искать - нескольким достойным, дружелюбным к зрителям фильмам, в том числе драме Ильмара Раага «Я не вернусь», которую я в первом фестивальном репортаже самоуверенно назначил в фавориты. Какое там. Всех на раз сделал беспомощно комикующий «Дедушка», даром что он несет полную драматургическую и режиссерскую околесицу, нагло компрометирует почтенного оператора Михаила Аграновича, совершенно неузнаваемого, за здорово живешь превращает хорошего артиста Николая Добрынина в непонятное подобие певца Буйнова, а главной гордостью объявляет обклеенного седой паклей Леонида Якубовича и его коллегу по ящику Екатерину Стриженову. Оказалось, что выборгский зал сделан из того же теста, что и телезал размером в страну, а взращенные «Окном» зрители - это не достижение, а все еще цель на горизонте.

Не подумайте только, что в моем воображении одухотворенные выборжане штурмуют городской кинотеатр в тщетной надежде проникнуть в зал, где крутят камерную черно-белую драму Арсения Гончукова «Сын», упоенно исследующую непростые внутренние связи молодого героя с мамой при смерти и отдельно существующим папой, пусть даже большое жюри во главе с продюсером Игорем Толстуновым и подняло «Сына» на пьедестал, вручив ему главный приз. «Сыну» миллионы зрителей не суждены, да они ему и не нужны, ему с самим собой хорошо. Избежать общества «Сына» - это для зрителя, которого принято называть широким, штука, может, и естественная, но бросаться на шею «Дедушки» - это, знаете ли, тоже не выход, а дело практически последнее, и лучше бы от него удержаться.

Тем более никто ведь и не предлагает выбирать между крайностями: выборгская программа, хоть и не походила на сокровищницу, все же выдвинула из своих рядов несколько художественно нестыдных кандидатов на зрительский интерес без пошлого припека. Взять хотя бы «Зимы не будет» Ильи Демичева - не во всем удавшийся гротеск, но занятный, совсем не глупый, нас глупцами не считающий и в процессе знакомства вполне увлекательный. Жаль только, что без Олега Меньшикова в главной роли, начинавшего эту работу, но сошедшего с дистанции по приватным обстоятельствам и тем самым лишившим Ксению Раппопорт с Ингеборгой Дапкунайте возможности побороться за него в рамках кровавого и смешного сюжета.

Выборг