Мариинский балет успешно завершил трехнедельный сезон в лондонском Covent Garden

Мариинский театр провел традиционный сезон в Лондоне. Любовь длиной в 50 лет не позволила критикам опустить градус восторга ниже трех звезд по 5-балльной шкале
Владимир Шкляров и Диана Вишнева в партиях Ромео и Джульетты пленили лондонских критиков/ Юрий Белинский/ ИТАР-ТАСС

Нынешний визит Мариинского театра в Лондон, возможно, войдет в историю как самый нервный и непредсказуемый. Связано это не только с политической ситуацией - смягчать международные кризисы нашему балету не впервой. Но кризис переживает сама петербургская балетная труппа, 10 лет назад безоговорочно царившая в мире. Уже несколько лет она не выпускает значимых премьер, чем демонстрирует отсутствие собственного взгляда на развитие жанра. Переносы старых спектаклей выдают форму, далекую от оптимальной. И в этих балетах не только не появляется новых звезд, но и признанные любимцы публики в них выглядят более тускло, чем в своих старых работах.

Но Виктор и Лилиан Хоххаузер не случайно представляют Лондону цвет российского искусства с 1960-х. За полвека они не только в деталях изучили способы взаимодействия с отечественными чиновниками, но и методы обольщения собственного зрителя. Нынешние гастроли организаторы составили из пяти программ, три из них - это полнометражные и многолюдные сюжетные балеты, которые британцы обожают: «Лебединое озеро» (его показали девять раз подряд!), «Ромео и Джульетта» и «Золушка». На сцене «Ковент-Гарден» одновременно танцевали Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Виктория Терешкина, Алина Сомова, Владимир Шкляров, Александр Сергеев и целый взвод молодежи. Такому балетоманскому пиру, который задал Лондону Мариинский балет (до недавнего времени сохранявший на гастрольных афишах советское название Kirov), дома в Петербурге могут только завидовать.

Гастроли открылись «Ромео и Джульеттой» Леонида Лавровского, и это единственный спектакль, оценки которого на нынешних гастролях метались между пятью и двумя звездами. Впрочем, ни для кого это не было неожиданностью: великий советский гигант приехал в «Ковент-Гарден» за последние годы не впервые и уже познал на себе всю тяжесть британского патриотизма - в Лондоне роскошной пышности и монументальности сталинского классицизма предпочитают версию своего классика Кеннета Макмиллана. «Старомодный», «дряхлый», «пыльный», «устаревший» - это самые сдержанные оплеухи, доставшиеся на этот раз Лавровскому. Безусловно принял спектакль только Клемент Крисп из Financial Times. Старейшине британской критики он дал повод предаться сладостным воспоминаниям о Галине Улановой в роли Джульетты, и сегодняшних «Ромео и Джульетту» он нашел даже более красноречивыми, чем раньше.

Но, описывая минусы постановки «Ромео и Джульетты», лондонская пресса предпочла сосредоточить внимание на исполнении спектакля. В первом составе танцевала Диана Вишнева, не очень часто появляющаяся в Англии, и описанию ее исполнения посвящена основная часть рецензий. Отдавая дань техническому мастерству, большинство критиков восхищаются драматической составляющей роли и тем, что балерина 38 лет поначалу сохраняет эмоции 14-летней девочки и показывает ее стремительную эволюцию. Вызвала энтузиазм рецензентов и виртуозность Владимира Шклярова в роли Ромео. Особое внимание уделили Владимиру Пономареву в роли Капулетти. Но если в России балетная пантомима в стиле немого кино вызывает восхищение своей выразительностью, то британцы нашли ее ненатуральной. Зато они отдали должное ровным линиям кордебалета в площадных танцах, что вряд ли пришло бы в голову воспевать российским зрителям, воспринимающим это как санитарную норму.

После обстрела, устроенного «Ромео и Джульетте», даже «Лебединое озеро», еще один традиционный объект для насмешек, встретили практически восторженно. Рецензенты в негласном единстве практически зареклись описывать постановку, выдали цветистые комплименты «лебединому» кордебалету и даже исполнителям массовой мазурки, но сосредоточились на собственном соревновании: чьи эпитеты окажутся более убедительными и превратят в звезд дебютантов - Оксану Скорик и Тимура Аскерова и Юлию Степанову и Ксандера Пэриша, благодаря которому британская гордость торжествовала.

Вместе с Юлией Степановой, сенсационно, по мнению англичан, станцевавшей «Жар-птицу», в которой они считают непревзойденной свою Марго Фонтейн, и Ксандером Пэришем, завладевшим вниманием в роли Аполлона, англичане открыли звезду в Кристине Шапран, всего несколько недель назад перешедшей в Мариинку из Михайловского театра. Студентка Вагановской академии Рената Шакирова была высоко отмечена в Concerto DSCH Ратманского, который пленил всех.

А вот его же «Золушка», закрывавшая гастроли, в представления о сказке не вписалась. Дебра Крейн из The Times даже нашла хореографию Феи самой уродливой из всего, что ей приходилось видеть. Впрочем, это стало лишь поводом для того, чтобы отдать должное Константину Звереву в роли Принца, ее коллеги предпочли Диану Вишневу в образе Золушки. Главное, что лондонские балетоманы могут спать спокойно: хотя в исполнительском искусстве российским танцовщикам по-прежнему нет равных, идеи и репутации опять куются на Британских островах.