Выставка «Красный день календаря» получилась антипропагандистской

Выставка «Красный день календаря» показывает, как советские художники сначала отзывались на зов партии и пропаганды, а потом устали от вечного праздника и занялись живописью
К агитационному искусству современный зритель относится спокойно/ С. Портер/ Ведомости

В зале выставочно-музейного центра «Росизо» тесно не от картин, графики и палехских шкатулок, а от мыслей, которые ими иллюстрируются. Сюжет выставки «Красный день календаря. Праздники Страны Советов» - замена христианских праздников новыми, свежеиспеченной коммунистической религией, обещающей счастье при жизни если не текущему поколению, то будущим. Здесь можно увидеть, как со временем менялось и отношение к праздникам, и каноны их изображения, и стиль, в котором их живописали.

На выставке нет великих картин - госзакупки, из которых состоит фонд «Росизо», в советское время совершались не столько по критериям качества художественного, сколько по мастерству передачи идеологической установки. Но выставка испытанием для глаза не стала, за парой исключений, здесь хорошая профессиональная, иногда забавная в своем пропагандистском простодушии живопись, немного отличных предметов. Все развешано и расставлено вполне элегантно.

Насколько главный весенний праздник Первомай формально заменил Пасху, отлично показывает большая картина художника В. Викулова «Демонстрация на площади Урицкого (1 мая в Ленинграде)» 1937 г. Всенародный крестный ход с флагами вместо хоругвей и портретами вождей-апостолов идет по кругу переименованной Дворцовой площади и финиширует вокруг Александровской колонны с ангелом. На стене Главного штаба - большой портрет местного святого-мученика, невинно убиенного - Кирова. Холст художника А. Т. Сашина «Инициатор дня индустриализации Слободчиков» 1937 г. показывает, как светлый ликом пропагандист проповедует среди трудового народа новый красный день календаря. Зато «Праздник авиации», того же ужасного года создания, написан И. В. Евстигнеевым легкой кистью, красиво и в меру условно, так что фигуру вождя в белом кителе не сразу разглядишь на фоне облачного неба и яркого пропеллера. Тут живопись победила пропаганду.

Но все поворачивается на круги своя, и в серии картин, посвященных Новому году, в елках, катках, детских хороводах, в симпатичной литографии Т. В. Ковалевой «Утро Нового года», похожей на иллюстрацию к гофмановской сказке про мышиного короля, все яснее проглядывают рождественские мотивы. А в 90-е годы наконец-то появляется заснеженная церковь с блестящими путеводным светом крестами.

Коротко и правдиво рассказана история в картинах о празднике Победы. Многофигурное полотно М. И. Хмелько «За великий русский народ! И. В. Сталин провозглашает здравицу на приеме в Кремле 24 мая 1945 г. в честь командующих войсками Красной Армии» демонстрирует все ужасы махрового соцреализма, где хрустальным люстрам уделено больше места и мастерства, чем командующим с иконостасами на груди. Потом идет человеческая живопись про солдата, вернувшегося с фронта, или одиночество старика-ветерана. И заканчивается тема нежной картиной Е. А. Струлева «Салют, Победа!»1987 г., где на синем фоне легкие цветные пятна кажутся растворенными в небе душами погибших. Сегодня, когда день памяти стал днем торжества, воинственную картину Хмелько можно посчитать идеологически более актуальной, чем светло-печальную метафизику Струлева.

Если говорить о новейшем торжественно-гламурном стиле праздников, который генерирует и распространяет телевидение - как главный визуальный пропагандист, то тут прямая аналогия с художественным лаком. Серия палехских и федоскинских шкатулок - один из интереснейших разделов выставки. Сказочно-затейливый, величавый и нарядный, исконно прекрасный, подминающий под себя любую тему - хоть про жития святого, хоть про тракторы, бодрый русский стиль лаковой живописи дает пример праздничной картинки. Здесь маршал Жуков на белом коне - чистый Георгий Победоносец на алом огненном фоне, а свадебное застолье с диковинными деревьями и фруктовыми корзинами - источник декораций к новому городскому празднику «День варенья», заместившему День индустриализации.

До 28 сентября