На Сахалине стартовал международный кинофестиваль «Край света»

На Сахалине стартовал четвертый международный кинофестиваль «Край света». В его программе российские фильмы интересным образом сопрягаются с картинами из стран Азии
В расписании сахалинского фестиваля был и мастер-класс Александра Сокурова/ Геннадий Авраменко

Сахалинский кинофестиваль «Край света» придумал себе интересную формулу. Человеку несведущему при беглом взгляде на конкурсную программу четвертого по счету фестиваля может прийти мысль чуть ли не об импортозамещении, нынче таком актуальном: пять российских фильмов из одиннадцати - это какая-то чрезвычайная доля, вроде бы превращающая международный фестиваль в российско-международный гибрид. Однако то, в чем кому-то видится просчет конструкции и перебор, на деле является расчетливой стратегией генерального продюсера фестиваля Алексея Аграновича и его программного директора Алексея Медведева, соорудивших, по сути, наблюдательный кинематографический пункт на восточной границе и сделавших объектом наблюдения встречу нашего кино с тем, что происходит у азиатских соседей. И шире - нашу встречу с ними и наши чувства и мысли в связи с этим. Мысли о самих себе в том числе.

В интересах такой полезной встречи Агранович с Медведевым не просто знакомят сахалинскую публику с последними сочинскими радостями, что проще простого было бы сделать в режиме привычного информационного показа в параллель к основному конкурсу, а устраивают для главной четверки июньского «Кинотавра» (в нее вошли «Испытание» Александра Котта, «Звезда» Анны Меликян, «Еще один год» Оксаны Бычковой и «Класс коррекции» Ивана Твердовского) и примкнувшей к ним черной комедии Ильи Демичева «Зимы не будет», только что отмеченной в Выборге, сахалинское испытание разноликим соседским кино на конкурентной основе.

Они и правда подобрались разные. Индийский философский «Корабль Тесея» явно гордится своей усложненностью и напряженным интересом к бытийным вопросам. Его прямая художественная противоположность - конкурсант из Мьянмы (так теперь официально зовется Бирма), прозрачный красавец «Монах», внятно и без причуд рассказывающий историю молодого послушника, повязанного судьбой со смертельно больным настоятелем и делающего непростой личный выбор не без влияния последнего. Тайская фантасмагория «От прыща к нирване» предлагает неожиданный и по-своему радикальный способ разделаться с собственными бесами: главную героиню и всех ее химер играет одна актриса - отважная Аттава Чиванитчапхан, а в главной мужской роли выступает прыщ, очень вовремя обращающий на себя девушкино внимание и отвлекающий ее от черных мыслей о своей совсем уж неказистой жизни, где любовник оказался геем, папа черт знает кем, да и все остальные вокруг не лучше.

Как в столь остром художественном контексте (еще обещаны японская притча «Усмири воду» и грузинские «Слепые свидания» - последние выступают здесь чем-то вроде кавказской приправы к основному азиатскому блюду, но так даже интереснее) почувствует и проявит себя цвет актуального российского кино? На этот вопрос будет два ответа - от зрителей и от жюри под водительством Вадима Абдрашитова, в каковом жюри неплохо было бы, конечно, обнаружить несколько мощных фигур ориентального кино, но индийский режиссер Амит Кумар и казахский историк кино Гульнара Абикеева тоже величины.

С художественными величинами в гостевом списке четвертого «Края света» все обстоит совсем неплохо, и возглавил этот список Александр Сокуров, который на отечественных фестивалях нечастый гость, но «Краю» не отказал и привез «Фауста» с «Русским ковчегом» (а не «Солнце» и не документалистику на японские мотивы, как можно было бы предположить). Кроме того, провел мастер-класс, посвятив его самому существенному для себя вопросу - целеполаганию художника. Разговор состоялся в шатре рядом с «Чехов-центром», где проходят основные фестивальные показы; этот шатер уже не первый год наравне с кинозалом является местом фестивальной силы и службой знакомств сахалинцев с актуальными персонами нашего кинематографического пейзажа. Такими, например, как режиссер монтажа Иван Лебедев, чьими склейками живы многие существенные российские фильмы последнего десятилетия, или как только нынешним летом объявившаяся сценаристка Любовь Мульменко, которую в Сочи умудрились обнести заслуженным призом (при ее-то причастности к трем заметным фильмам конкурса), а на Сахалине не проморгали, позвали выступить на мастер-классе, не постеснялись поставить в один ряд с классиком Сокуровым - и правильно сделали.

Мульменко вместе с Натальей Мещаниновой написала для Оксаны Бычковой сценарий «Еще один год» по отдаленным и почти без остатка растворившимся в готовом фильме мотивам володинской пьесы «С любимыми не расставайтесь». Этим фильмом фестиваль открылся, что выглядело решением совершенно разумным. Во-первых, Бычкова - барышня сахалинского происхождения, а своими надо гордиться. Во-вторых, она призналась, что толчок к фильму, причем сильный, дал ее позапрошлогодний визит на второй «Край света»: она вернулась с родины в Москву с перевернутым кинематографическим сознанием - и вот результат.

Южно-Сахалинск