Сахалинский фестиваль «Край света» наградил глубокомысленный индийский фильм

Подвел итоги 4-й Сахалинский международный кинофестиваль «Край света». Умные фильмы в его программе не отпугнули широкого зрителя
В индийском кино звучат не только песни/ sakhalinfilmfestival.ru

Ознакомившись с 11 фильмами конкурсной программы международного кинофестиваля «Край света», почти половину которой составили недавние достижения отечественного кинопроизводства, жюри сделало не патриотичный, но достойный выбор в пользу неспешной философской драмы Ананда Ганди «Корабль Тесея». Ганди сплетает и в течение двух с половиной часов длит несколько сюжетных линий, задаваясь бытийными вопросами, не страшась утомить глубокомыслием и наследуя не той традиции индийского кино, которая была широко представлена песнями, танцами и чалмами на советском экране, а той, что воплощал собой кинематограф Сатьяджита Рея, значивший для наших интеллектуалов не меньше, чем чудесные Зита с Гитой для народных масс.

«Корабль Тесея» назван так автором в честь известного умникам мыслительного парадокса и не чужд назидательности, но это его свойство не могло смутить председателя жюри Вадима Абдрашитова, в собственном кино тоже моралите не чуравшегося, и в результате индийский корабль отчалил от берегов Сахалина не только с сертификатом на миллион рублей за лучший фильм, но еще и с наградой Нираджу Каби за лучшую мужскую роль.

Близка вам поэтика «Корабля» или, как мне, не слишком - не это в данном случае главное. Гораздо важнее, что предпочтение жюри - умный и не заигрывающий со зрителем фильм - отвечает общему духу сахалинского фестиваля. При этом не превратил «Край света» в элитарную тусовку: 22 000 зрителей - немалая цифра для Южно-Сахалинска, далеко не мегаполиса, и то обстоятельство, что все билеты на фестивальные показы здесь принципиально бесплатны, не умаляет популярности «Края» у горожан. Правда, иногда кажется, что фестиваль слегка побаивается самого себя и не хочет себе славы какого-нибудь фестиваля-салона для посвященных (был такой в уральском городке Заречном, прожил года два) и с целью избежать ее принимает довольно забавные решения. Я не сомневаюсь в том, что народная любовь к Зинаиде Кириенко и Алексею Булдакову - самая настоящая и верная, но точно так же я убежден, что на фестиваль «Край света», каким он осуществляется продюсером Алексеем Аграновичем и программным директором Алексеем Медведевым, обе звезды залетели по смешной ошибке с какого-то совсем другого небосклона.

Возвращаясь к фестивальным итогам, скажу, что приз за режиссуру грузину Левону Кугиашвили, автору фильма «Слепые свидания», - еще одно заслуживающее аплодисментов решение жюри. Сама эта драма скромная, лаконичная и пронзительная, не только сообщает самим фактом своего существования, что грузинское кино опять живо, но и заставляет сожалеть, что придуманная Борисом Фруминым история была помещена в тамошние обстоятельства и не досталась нашему кино, испытывающему в таких историях - недорогих в производстве и про людей - серьезнейшую нехватку. «Класс коррекции» - кино именно такого сорта, и приз Ивану Твердовскому за лучший дебют не нарушил общую наградную логику четвертого «Края», а зрители, выразившие свои главные симпатии фильму Анны Меликян «Звезда» (оба - призеры «Кинотавра»), добавили свою монету в российскую наградную копилку.

По большому счету призом зрительских симпатий может гордиться сам фестиваль, а покровительствующий ему губернатор Александр Хорошавин - тем, что не прогадал, поставил на верную карту. Кстати, он публично пообещал сделать это на будущий год в пятый раз. На устроенной Аграновичем фестивальной дискуссии о культурных региональных проектах обсуждали, в частности, заслуги и ошибки громкой пермской затеи Марата Гельмана. В частности, невесело констатировали, что волосок, на котором висит судьба каждого такого проекта, довольно тонок и помещен в руку местной власти. Ослабни та рука, а то и вовсе поменяйся - и прости-прощай, проект. Это правда: новой метле, как правило, хочется смести в дальний угол инициативы предшественника, какими бы дельными и разумными они ни были, но «Краю света» глупо было бы уповать исключительно на выгодную ему кадровую политику высших государственных сил. Лучше употребить имеющуюся энергию на рост и саморазвитие, чтобы сделать собственную необходимость конкретному городу и культурной карте страны в целом непреложной очевидностью.