На берлинском фестивале Tanz in August выступает труппа Майкла Кларка

На фестивале Tanz im August в Берлине в новой композиции знаменитого британского хореографа Майкла Кларка звучит панк-рок 70-х
С хореографом Майклом Кларком работает сценограф Чарльз Атлас, один из основателей видеоданса/ Hugo Glendenning

Новый куратор самого значительного в Германии фестиваля современного танца - финка Вирве Сутинен посвятила программу «панкам» современной хореографии. Без британца Майкла Кларка, культовой персоны 80-х, лихо соединившего в новой работе Animal/Vegetable/Mineral балетную классику с композициями групп Scritti Politti, Sex Pistols и Relaxed Muscle, тут было не обойтись. Хотя таких, как он, называют «сбитый летчик» и связываться избегают, поскольку бэкграунд явно перевешивает. Попавший в компанию более молодых и дерзких Майкл Кларк приблизительно так и выглядел: весь в прошлом. Его постмодернистские шуточки на стыке хореографии и моды, сцены и подиума не устарели, но слишком изысканны. А «общая» визуальная культура проекта столь высока (cоавтор Кларка - родоначальник видеоданса сценограф Чарльз Атлас, работавший также с Мерсом Каннингемом и Мариной Абрамович), что каждую мизансцену с движущимися графическими и текстовыми элементами можно забирать на постер или журнальную обложку - что тоже сегодня почти неприлично.

Особенно если рядом в программе брутальный канадец Даниэль Левейе, у которого в Solitudes Solo танцовщики на сцену вылетают как на ринг - в мускульной готовности как в состоянии глухой обороны, да еще и одеты кто в трусы, кто в майку по принципу «скажите спасибо, что оделись вообще», потому что обычно у Левейе танцуют обнаженными. Или на фоне «панков» помоложе с их нарочито неряшливыми перформансами - вроде американского Big Dance Theater, собравшего в свой проект все киноштампы эпохи холодной войны. Или европейской труппы Mamaza, основанной бывшими танцовщиками Уильяма Форсайта: эти танцевать умеют превосходно, но целый час на сцене предпочитают болтать. Но формально вписываясь в панк-канон, почти все, кроме Кларка, из него фактически выпадают. Любые сценические фантазии, не пересекающиеся с реальным движением жизни и улицы, лишенные реального наглого саботажа, оказываются либо слишком плоскими, либо слишком герметичными.

То ли дело беспечный Кларк. Он хоть и грешит каллиграфией, но стереотипами не скован. А главное, не утратил чувства юмора. Что снова отличает его от других и демонстрирует «пофигизм» уже не как протест, а как профессионализм высшей пробы - это когда мастерство уже, что называется, не пропьешь и можно смело водить танцовщиков в лабораторных халатиках по сцене туда-сюда единого ветреного состояния ради. Панк-рок у таких - внутри.

Берлин