Роберт Плант выпустил, возможно, последний альбом

Роберт Плант не исключает, что новый альбом Lullaby and... The Ceaseless Roar может оказаться последним в его 45-летней карьере
Роберт Плант/ AP

Принципиальное отличие Led Zeppelin от других супергрупп 1970-х состояло в том, что «Зеппелины» стремились играть не хард-рок или арт-рок, а «музыку современности», или, как говорил гитарист Джимми Пейдж, «фольклор индустриальной эпохи». И техническое совершенство всегда являлось для них не самоцелью, а лишь средством полнее выразить как саму эту современность, так и ее мистическую подоснову, уходящую корнями глубоко в архаику. Поэтому говорить сейчас о том, что голос 66-летнего Планта, записанный в альбоме под названием Lullaby and... The Ceaseless Roar (буквально - «Колыбельная... и непрестанный рык»), не так звонок и напорист, как во времена «Лестницы в небо» и «Кашмира», так же бессмысленно, как рассуждать о вокальном диапазоне великих черных блюзменов 1950-1960-х гг., послуживших в свое время для Планта источником вдохновения.

На сей раз британский рок-вокалист опирается не столько на афроамериканскую, сколько на африканскую традицию. Что подчеркивается участием в записи (в составе группы Sensational Space Shifters) музыканта из Гамбии Юлдеха Камары, исполнителя на экзотических африканских инструментах. А еще тем, что альбом выпущен на лейбле Nonsuch, известном своим вниманием к world music.

Помимо остроэтнических номеров с мощной архаической прокачкой в альбоме нашлось место и для сентиментальной фортепианной баллады А Stolen Kiss, и для спотыкающегося блюза Turn It Up, на котором гитаристы группы подключают хард-роковые примочки. И конечно, для цитаты из наследия «Зеппелинов» - риффа из Celebration Day, только на сей раз сыгранного на «палке со струной» под названием ритти. Что вполне закономерно: индустриальная эпоха закончилась, а в постиндустриальной ревущие электрогитары уже не столь актуальны.