Художники Дубосарский и Виноградов показали Москву воображаемую

Выставка Владимира Дубосарского и Александра Виноградова в Музее Москвы показывает, как надо меняться с генеральной линией, оставаясь верным себе
На выставке - только недавно написанные картины/ Е. Разумный/ Ведомости

Выставка «Москва: ускользающая реальность» представляет новые работы дуэта Дубосарский & Виноградов и уже виденные на выставке «На районе». Начинается она большой картиной «Французские философы в Москве», где семь столпов новой французской философии беседуют за чашечкой (одной) кофе на фоне горящей Москвы и фигуры Наполеона. При этом трое из них курят, но не Сартр. Рядом тетраптих «Самовары», где огонь вырывается из пузатых атрибутов и символов русского общения и мышления. Мне кажется, что вместе картины говорят об опасности для русского человека западного интеллектуализма, способного поджечь отзывчивые русские мозги, и об отваге наших соотечественников, готовых сгореть, но не сдаться. И это очень актуальная тема.

Все остальные картины, а их на выставке много, посвящены Москве узнаваемой. Запечатленной на фотографиях, в кинохронике, на телеэкранах и пейзажах традиционных московских художников, изображавших тихие переулки, кротко поднимающие на холм ряды покосившихся домиков.

Первый поезд метро и парад пионеров написаны в легкой манере 20-х годов, Белла Ахмадулина, Гагарин и Лев Яшин изображены как на черно-белой фотографии, заставка «Мосфильма» списана с экрана, портреты знатных коммунальщиков стоят в одном почетном ряду со Стивом Джобсом и Леди Гагой. Напоминая работу Виноградова и Дубосарского 90-х о мифическом, но желанном приезде Энди Уорхола в Москву.

Следуя заветам столпа американского поп-арта радовать зрителя простым и понятным, художники всегда выдавали картины лучшей жизни, следуя генеральным идеям времени. В девяностые они отчаянно дерзили и шокировали, в потребительские и гедонистические нулевые представляли мир гламура и красоток, теперь перешли к задушевному локальному патриотизму - московскому.

Вся серия картин воспроизводит Москву мифическую, узнаваемую не коренным московским жителем, а тем, кто о лучшем городе земли только мечтал, глядя на экран и журнальные страницы. Реальность в лихо написанных, живописно небрежных картинах Дубосарского и Виноградова никогда, за исключением серии «На районе», не присутствовала. Из картин о Москве она также исчезла. И потому, что здесь соединено невозможное: современные модники смотрят на Чудов монастырь, снесенный после революции, у «Трех богатырей» в Третьяковке встречаются трое военных в форме 30-х годов и трое парней в наушниках. И потому, что личной драматической памяти невозможно противостоять навязанным лучезарным образам, тиражированным для приятного потребления широкими народными массами.

До 28 сентября