Статья опубликована в № 3678 от 19.09.2014 под заголовком: Ярмарка-приключение

В Большом Манеже открылась ярмарка современного искусства Cosmoscow

В Большом Манеже открылся второй выпуск ярмарки современного искусства Cosmoscow, единственной выжившей после того, как «АртМосква» сошла с дистанции
Не обязательно купить, главное - сориентироваться
С. Портер / Ведомости

С первого своего выпуска, сделанного директором Маргаритой Пушкиной совместно с владельцем галереи «Риджина» Владимиром Овчаренко еще в 2010 г., Cosmoscow все собиралась перезапуститься. Наконец после коллапса «АртМосквы» и перехода важнейших галерей в статус project-spaces Cosmoscow снова открылась, причем сразу в верхней части Большого Манежа при спонсорстве Piaget, Guerlain и Porsche. На этот раз Маргарита Пушкина делала ярмарку вместе с Сандрой Недвецкой, работавшей раньше в Cristies, и при активном участии Терезы Мавики, директора Фонда V-A-C, поддерживающего молодых русских художников и активно показывающего русское искусство за рубежом.

Хотя Cosmoscow и называется ярмаркой, но в большой степени является демонcтрационной площадкой для налаживания связей: с одной стороны, для репрезентации русского (больше чем наполовину - молодого) искусства иностранцам, с другой - предположительно для знакомства местных коллекционеров с не cамым оголтело попсовым и «рыночным» искусством Запада. Отсюда некоторое количество некоммерческих, т. е. чисто репрезентативных разделов, например Collectors сorner с работами современных русских художников от Кабакова до Жиляева из частных коллекций или пространство бакинской некоммерческой институции Yarat, в котором выставлена инсталляция из висельных веревок Рашада Аликберова.

Главный некоммерческий проект ярмарки - совместная история Фонда V-A-C и антверпенского музея M KHA: фонд попросил пятерых молодых русских кураторов предложить по два имени молодых российских художников, затем отобрал работы четырех из них (это Андрей Кузькин, Таус Махачева, Евгений Гранильщиков и Urban Fauna Lab), из которых, в свою очередь, будет выбрана одна - ее фонд приобретет для постоянной коллекции M HKA.

В галерейной части ситуация двоякая: вряд ли этот выпуск ярмарки задуман как прибыльное торговое мероприятие. Западные галереи воспринимают свое участие, по выражению представителя Beck & Eggeling, скорее как «приключение». Пушкина явно стремится культивировать «хороший западный вкус», поэтому в отличие от китчевой разухабистой «АртМосквы» здесь просторно, аккуратно и преобладает сдержанный постминимализм и постконцептуализм, и даже комиксы и конфетные фантики, заключенные в идеальные паспарту (работы эстонских художников Кайдо Оле и Марко Мяэтанна на стенде таллинской Telnikove & Rfsela), выглядят в высшей степени изящно. Западные галереи (в первой Cosmoscow под влиянием Овчаренко немецких галерей среди иностранных было большинство, а теперь география равномерно разнообразна), конечно, хотели бы что-то продать, но на это не слишком рассчитывают. Они почти ничего не знают о местном рынке, и их главная цель - разузнать, что тут происходит. Об этом говорят представители нью-йоркской Michael Werner, на стенде которой представлен большой объект Марселя Бротарса «Вешалка» и масштабные картины немецких классиков Польке и Базелица (разброс цен - от 15 000 до 2 млн евро) и испанской Xavier Lopes, привезшей как знаменитого поп-артиста Питера Хэлли, так и менее раскрученных, но тоже декоративных художников. Схожая мотивация и у Beck & Eggelings, эксклюзивно представляющей художника группы Zero Хайнца Марка (оригинальные работы до 1966 г. в диапазоне от 50 000 до 300 000 евро).

Что касается русских галерей, то они здесь именно затем, чтобы продавать: Cosmoscow пытается регулировать качество стендов, и русские галеристы ограничены необходимостью выставлять одновременно только двух художников. Тут много молодых: на стенде воронежской галереи «Хлам» буквенные композиции Арсения Жиляева стоят от 5000 до 8000 евро, на стенде галереи «21» - бронзовые и фотографические объекты участницы Documenta Анны Титовой (от 2000 до 5000 евро). Владелица Opengallery Наталья Тамручи выставила пародирующую модернистские шедевры живопись Авдея Тер-Оганьяна, причем как раннего, домосковского, так и позднего парижского периода - написанный на столешнице натюрморт, «повторяющий Пикассо», можно купить за 15 000 евро.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать