Историю русского перформанса красиво показали в «Гараже»

«Перформанс в России: картография истории» - выставка «Гаража», отмечающая основные события ставшего популярным вида современного искусства
Местами кажется, что тут театр, а не выставка/ С. Портер/ Ведомости

Музей современного искусства «Гараж» этой выставкой явно гордится - она результат его исследовательской деятельности и вписывания русских страниц во всеобщую историю перформанса. Можно сказать, что этот вид (или форма) современного искусства стал специализацией «Гаража», так что выставка про «картографию истории» если не итог, то веха на пути, где были и конференция, и дискуссии, и фестиваль перформанса.

Выставка получилась яркая, зрелищная и претенциозная ровно настолько, насколько вычурно ее название. То есть в меру. Выставку, как и тексты ее каталога, помечают различные тематические маршруты (тело, звук, интерактивный объект), которыми можно следовать с помощью программы, скачанной на планшет, - банально, но привлекательно.

Начинается экспозиция с эффектного исторического раздела, представляющего дореволюционные опыты авангардных художников, а также Эйзенштейна и Мейерхольда. Здесь царствуют реконструкции и копии фотографий, зрелищность побеждает документальность с разгромным счетом. Так же и в разделе про сталинские физкультурные парады. Дальше опыты шестидесятников, семидесятников, группы «Коллективные действия», разгул 90-х, нулевых и наше время, когда перформанс превратился в форму гражданского протеста.

Каждый раздел оформлен продуманно и ярко, представлено очень много событий. Слишком много, чтобы вычленить главные. И хотя об отборе в некоторых случаях можно спорить, но в компетенции кураторов Юлии Аксеновой и Саши Обуховой по части последних двадцати лет никто не сомневается. Волевым решением они определили, кого и с чем именно нанести на карту истории, а кого оставить ни с чем.

Что же до осторожности, проявленной в современном разделе, красноречиво декорированном железной решеткой, то при остроте и болезненности темы сдержанность понятна. Итак, на выставке достаточно обнаженного тела и известных русских слов. Перформанс не обязательно дерзость, но русский перформанс к ней склонен. И конечно, выставка уже нуждается в дополнении. Воскресная акция Петра Павленского (он отрезал себе мочку уха перед институтом Сербского) - сильнейшего из тех, кто не щадит в знак протеста тела своего, - не может быть не отмечена.

Выставка открыта до 5 декабря