Фильм «Пацаны» - о том, как здорово жилось и любилось в 1970-е годы

«Пацаны» Рената Давлетьярова - бодрая мелодрама о том, как здорово жилось и любилось в советские 1970-е
Герой фильма заглядывается на героиню из-за чужого плеча/ kinopoisk.ru

Семидесятые годы, захолустный, но довольно уютный советский городок. У десятиклассника Леши трагедия: брат-мотоциклист, которого он боготворил, разбился, врезавшись в единственный столб на проселочной дороге. Жизнь тем не менее продолжается - и Леша все увереннее заглядывается на девушку брата, Таню. Он шляется по городку с приятелями, с тоской слушает учителей, которые рассказывают, как должен одеваться и вести себя советский школьник, ходит на демонстрации, курит, пробует самогон, подсматривает за девчонками в женской бане, учится целоваться, тренируясь на надкушенных помидорах, ворует арбузы, пытается пролезть на дискотеку, проверяет себя на мужественность.

«Пацаны» - редкий пример покадрового, буквального ремейка чужого фильма (из подобного приходит на ум разве что «Психоз» Гаса ван Сэнта да недавняя леденящая «Кавказская пленница»). В основе здесь фильм Дмитрия Месхиева «Американка», который мало кто видел кроме кинокритиков - в 1997 г. кинопроката в стране фактически не существовало. Впрочем, у режиссера Рената Давлетьярова есть свое оправдание: он просто заново экранизировал сценарий Юрия Короткова, который еще в 90-е приобрел, в который влюбился («это лучший сценарий, который я читал в жизни»), но который не смог лично экранизировать и отдал своему другу Месхиеву. Но любовь и поныне не прошла, а права остались у Давлетьярова.

Реплики те же, сюжет аналогичный, настроение ностальгической драмы о взрослении, разумеется, не изменилось. Изменилось только время на дворе. Фильм Месхиева был выстрелом в пустоту: поколение, о котором шла речь, находилось в самом расцвете сил, рефлексировать ему было рано, да и вообще скучать по брежневским временам было несколько немодно. Сегодня «Пацаны» выходят на ностальгической волне, которую по напору и размеру можно сравнить только с волной из нолановского «Интерстеллара». Все еще помнят «Стиляг» Тодоровского (сценарий к которым писал все тот же Коротков), СТС без удержу крутит сериал «Восьмидесятые», «Ретро FM» звучит в каждом третьем такси, «Первый канал» в прайм-тайм показывает программы типа «Достояние республики», где перепеваются советские песни, или «Сегодня вечером», где пожилые звезды уютно мурлычут друг другу: «А помнишь, как мы в 1973-м давали концерт на космодроме?» Причем прошлое бесконечно омолаживается, протягивает сохнущую лапку в современность: на каждого пожилого исполнителя есть девочка из программы «Голос», которая готова ему подпеть, и все перечисленное рассчитано отнюдь не только на аудиторию 50+.

Если эксперимента ради посмотреть «Американку» и «Пацанов» в один день, разница окажется огромной. Герой первой картины был вихрастым, неказистым, неуклюжим; здесь - он еще не до конца сформировавшийся супермен (Юрий Дейнекин), за которым, по идее, табунами должны гоняться девочки. В «Американке» неспешно складывали мозаику из юношеских воспоминаний, перемешивая важное с мелочами. «Пацаны» - фильм очень бодрый, яркий, напичканный витаминами под завязку, с летающими в переносном и в прямом смысле слова мотоциклами, с эпическими молодежными битвами стенка на стенку под Бетховена, с непременными советскими хитами на дискотеке, напоминающими о тех же передачах «Первого канала» (однако исполняет их ВИА «Х.. забей»). Рекламный слоган «Пацанов» - «Живи. Дерись. Люби». Давлетьяров пытается сделать «свежо, остро и современно» - хотя бы так свежо, как было в «Стилягах», и при этом приятно для зрителя; печальный финал «Американки» он заменяет отчетливым хеппи-эндом (для этого оказалось достаточно поменять несколько слов).

Впрочем, не исключено, что и «Пацаны»- очень гладкие, бодрые, легкие, ничуть не затруднительные для просмотра - окажутся выстрелом в пустоту: взрослые зрители слегка перекормлены 70-ми во всех их видах, а у юных есть разнообразные «Дивергенты» и «Голодные игры», в которых живут, дерутся и любят куда с большей интенсивностью, не требуя по ходу вникать в ностальгические умонастроения потихоньку стареющих людей.