Стиль жизни
Бесплатный
Елена Виноградова

На помощь массовому спорту приходят индивидуальные гаджеты

Теперь человека, покупающего новомодные гаджеты, не упрекнешь в пустой трате денег
Getty / Fotobank.com

Времена меняются. Теперь человека, покупающего новомодные гаджеты, не упрекнешь в пустой трате денег. Он всегда может снисходительно парировать: “Но мне же надо держать себя в форме”. И будет прав: цифровые сервисы - настоящее подспорье для тех, кто привык заботиться о своем духе и теле.

Когда в апреле этого года одна из самых инновационных спортивных компаний - Nike - объявила о прекращении выпуска “умных” браслетов-шагомеров Fuelband и уволила чуть ли не две трети разработчиков из подразделения Digital Sport, аналитики заволновались. Ведь продажи фитнес-браслетов, умеющих оценивать уровень физичес­кой активности человека, компания начала производить всего годом ранее, и стоили они в США $149 за штуку. Неужели мы получили очередное подтверждение тому, что массовый покупатель еще не готов соединять здоровый образ жизни и высокие технологии?

Но буря улеглась быстро. Оказалось, что все 55 потерявших работу специалистов быстро трудоустроились, причем некоторые из них сообщили друзьям, что нашли место “в более сильной компании”. Скоро пошли слухи о том, что эта компания - Apple. По крайней мере туда перешел на работу из Nike сам создатель Fuelband Джей Бланик. И занимается он там, по данным источников, в числе прочего проектом iWatch - умными часами, которые, как ожидает публика, произведут очередную революцию на рынке портативных электронных устройств. Якобы в них будет более 10 сенсоров, отслеживающих состояние здоровья и уровень физической активности хозяина. Правда, презентация этого гаджета никак не состоится, хотя те же “источники” в компании уже несколько раз называли дату ее проведения. Но надежда, что часы появятся в продаже до конца 2014 года, все еще остается.

70% респондентов составляют программы тренировок с помощью мобильных приложений

За ваше здоровье!

О том, что Apple всерьез занялась здоровьем и фитнесом, говорит и тот факт, что она уже представила платформу HealthKit и приложение Health, которые с разрешения пользователей собирают с других приложений и фитнес-устройств информацию о состоянии здоровья и тренировках, обрабатывают и хранят ее. Health позволяет следить за сердечным ритмом, количеством сжигаемых калорий, содержанием сахара и холестерина в крови. В него можно вводить также результаты лабораторных исследований. Частью этих сведений HealthKit может обмениваться с другими приложениями, например Nike+. Последняя же может также учесть информацию о режиме сна и питания при составлении индивидуального графика тренировок.

Интерес Apple к подобным проектам радует специалистов сферы здравоохранения. “Как только Apple начинает чем-либо заниматься, потребители признают это более нужным”, - убежден Ари Каролин, старший аналитик в нью-йоркском онкологическом центре Memorial Sloan Kettering, одной из организаций в сфере здравоохранения, создающих приложения для работы с устройствами Apple. Среди других - медицинский страховщик Kaiser Permanente и один из крупнейших частных медцентров в мире Mayo Clinic в Рочестере, Миннесота.

Но скептики остаются. Интерес к цифровым сервисам в области фитнеса и здравоохранения не так велик, как к Instagram или Facebook, оценки о перспективности этого сегмента делаются на основе слухов и предположений, тогда как никакой кампании по убеждению людей в необходимости использовать эти устройства и программы не ведется, объясняет свои сомнения доктор Джозеф Кведар, директор Center for Connected Health, филиала медицинского факультета Гарвардского университета. Пока интерес к цифровым сервисам проявляют прежде всего атлеты, которые мотивированы загружать персональную фитнес-информацию в приложения и отслеживать ежедневный режим тренировок, добавляет он.

Момент истины

Раньше IT-компании уже обжигались на “цифровом здоровье”. В 2008 году корпорация Google запустила портал Google Health, хранилище данных, куда желающие могли загружать записи о сос­тоянии своего здоровья, чтобы делиться ими со страховыми компаниями и провайдерами. Через три года портал был закрыт по причине непопулярности. Аналогичный проект другого IT-гиганта - Microsoft Health Vault - также собрал мало транзакций.

Но Apple выбрал более подходящий момент для выхода на этот рынок, считает Скип Сноу, аналитик по здравоохранению в Forrester Research. В момент запуска портала Google сматрфоны еще не установили господство на рынке мобильных телефонов и сами приложения для многих пользователей были в новинку. Теперь все по-другому. Кроме того, все больше работодателей предлагают премии сотрудникам, которые ведут здоровый образ жизни, например следят за весом и занимаются спортом.

Для того чтобы добиться настоящего успеха, Apple предстоит решить важную задачу: убедить пользователей, что информация об их здоровье, переданная приложению, хорошо защищена. Это будет непросто, особенно после того, как хакеры опубликовали фото обнаженных знаменитостей, похищенные из сервиса Apple's iCloud service.

Пока эти задачи не решены, объем рынка цифрового фитнеса остается довольно скромным. К концу 2013 года в мире сущест­вовало около 40 000 приложений для смартфонов, посвященных фитнесу и здоровью, подсчитала некоммерческая организация Healthcare Information and Management Systems Society. Но объем рынка цифрового фитнеса в США, включая продажи мобильных устройств, таких как электронные браслеты Fitbit and Jawbone UP, по оценкам компании NPD, специализирующейся на маркетинговых исследованиях, в 2013 году едва превысил $330 млн. Конечно, это меньше, чем Apple получает от двух дней продаж iPhone по всему миру, но уже сопоставимо с квартальной выручкой от продаж теряющего популярность плеера iPod.

Вся жизнь - игра

Создатели мобильных приложений стремятся расширить аудиторию, превращая программы тренировок в компьютерные игры. Британская компания Six to Start выпустила три таких мобильных тренажера. Первый из них - Zombies, Run! - появился два года назад и быстро стал хитом, разошедшись по миру тиражом 1 млн копий с лишним. Это настоящий аудиотриллер, в записи которого принимали участие 45 актеров.

Скачавший приложение может разнообразить свои тренировки, устраивая забеги под звучащие в наушниках крики сержантов, взрывы и визги приближающихся зомби. Задача - убежать от живых мертвецов, собирая по пути (смартфон подскажет, когда именно) с экрана папки с секретными материалами, аудиокассеты с переговорами и другую информацию, которая необходима для выполнения одной из 160 миссий игры. В прошлом году Six to Start выпустила The Walk - тренажер-триллер для любителей ходьбы. Цель - пройти по определенному маршруту, выполнив квест. Здесь заданий больше, и сами они сложнее - потому что во время ходьбы их легче считывать, чем на бегу. Третий проект компании, представленный в этом году, - Superhero Workout - позволяет внести драматизм даже в процесс выполнения отжиманий и подтягиваний. Например, боксируя, нужно сбивать летящие на экране смартфона снаряды.

И это, безусловно, только начало. Исследования показывают: интернет становится все более незаменимым помощником для тех, кто следит за своим здоровьем. Опрос, проведенный среди жителей крупных российских городов компанией Online Marketing Intelligence (OMI) по заказу “Ведомостей”, показал, что россияне активно используют современные технологии, чтобы держать себя в форме. Почти 30% просматривают на разных ресурсах ролики с видеоупражнениями и столько же читают в соцсетях блоги и группы, посвященные здоровью и фитнесу, - для сравнения, примерно такая же доля респондентов ходит в фитнес-центр. Почти 20% посещают сайты, посвященные фитнесу, 18% смотрят специальные программы по ТВ, 17% - используют фитнес-приложения для смартфонов.

Те, кто пользуется мобильными приложениями, чаще всего (70% респондентов) составляют с их помощью программы тренировок, 53% - подсчитывают калории, 52% - подбирают диету, 38% - изучают справочник народной медицины, 36% - делают упражнения для глаз, по 31% - учатся делать макияж и подбирают прическу, подходящую к типу волос и овалу лица, 29% - следят за уровнем воды в организме.

Живое участие

Получается, россияне чаще обращаются за советом по здоровому образу жизни к компьютеру или смартфону, чем к настоящему тренеру из плоти и крови. Тем не менее фитнес-центры в интернет-технологиях конкурентов не видят и только приветствуют их развитие. Гаджеты, специальные программы и приложения сопровож­дают каждую сферу жизни человека, и фитнес - не исключение, рассуждает старший вице-президент по операционной деятельности сети фитнес-клубов X-Fit Ирина Туманова.

“Шагомеры, счетчики калорий и прочие приборы существенно облегчают жизнь, позволяя без особых усилий контролировать важные для здорового образа жизни параметры. Но какой бы продвинутой ни была диджитл-новинка, заменить профессионального тренера она пока не в состоянии, - предупреждает Туманова. - Ни один гаджет не скажет вам, что мышцы спины нуждаются в дополнительной проработке после занятий в тренажерном зале. Ни одно мобильное приложение не обратит внимания на ваше эмоциональное состояние и не скорректирует программу тренировки в соответствии с ним”.

Зато помочь тренеру гаджет может - комплексно оценить абсолютно все показатели, касающиеся вашего здоровья, подобрать оптимальную программу, а затем контролировать и оперативно корректировать ее в процессе занятий.

По данным разных исследовательских агентств, от 52 до 94% совершеннолетних россиян ежедневно выходят в интернет, а повсеместное распространение смартфонов еще больше увеличивает показатели, продолжает Туманова.

Поэтому X-Fit даже не потребовалось проводить специальное исследование, чтобы принять решение о запуске нового интернет-продукта, мотивирующего заняться фитнесом. Компания создала X-Fit PRO - аналог социальной сети для общения команды тренеров X-Fit с теми, кто уже посещает клубы сети или только хочет присоединиться к занятиям, говорит Туманова. Здесь дают “цифровые” уроки, а также рассказывают потенциальным посетителям клубов о том, что ожидает их при покупке карты, объясняет она. Помимо открытой части работает закрытая - только для членов клубов, с расписанием тренировок, онлайн-консультациями и напоминаниями.

“Когда мы начинали, чуть больше года назад, завели бренд-канал на YouTube для хранения роликов с тренировками. Сейчас у этого канала порядка 130 000 просмотров. Для тематического, не вирусного, видео это хороший показатель, при том что специальных рекламных кампаний по продвижению X-Fit PRO мы не вели”, - оценивает результаты Туманова. На сайте количество уникальных пользователей колеблется от 10 000 до 21 000 в месяц, и посторонних пользователей очень много: на сайт регулярно заходят еще 700-900 человек.

В будущем X-Fit планирует запустить мобильное приложение X-Fit PRO, а тренерам сети предоставить возможность вести индивидуальные видеоканалы, обмениваться опытом с коллегами и демонстрировать авторские методики тренировок.

Фитнес реальности

Существует множество технологический решений, которые могут сделать спортивные объекты удобнее не только для посетителей, но и для сотрудников, объясняет заместитель гендиректора по работе с корпоративными заказчиками системного интегратора КРОК Алексей Волков. Например, с помощью интерактивных киосков можно составлять личный план тренировок, RFID-браслеты позволяют не брать с собой в спортклуб деньги - с их помощью можно проводить безналичную оплату услуг, автоматические системы в спортивных зонах могут зафиксировать каждый гол на фото и видео, что позволяет устраивать полноценные турниры без приглашения судейской команды.

Одна из самых перспективных технологий - дополненная реальность, считает Волков. Работает это следующим образом: посетитель фитнес-клуба устанавливает на планшет или мобильный телефон приложение, позволяющее распознавать специальные метки, нанесенные, например, на тренажер. И увидеть, скажем, комплекс упражнений, последовательно продемонстрированный виртуальным тренером. При этом отдельным цветом в процессе визуализации подсвечивается группа мышц, на которую идет нагрузка в данном упражнении, рассказывает Волков.

Можно “оживить” и сами тренажеры. Например, компания Life Fitness, один из мировых лидеров в производстве тренажеров, устанавливает на оборудование дополнительные сенсорные экраны Lifescape, умеющие демонстрировать пейзажи “в динамике”, чтобы создать ощущение, что вы тренируетесь на природе. Например, с помощью экранов и программ от Life Fitness можно пробежать Лондонский марафон - через все достопримечательности британской столицы под крики радостно приветствующих вас зрителей.

В соответствии с веяниями времени меняются не только тренажеры, но и менее сложные спортивные снаряды. Так, компания Adidas этим летом выпустила в продажу в США и Европе “умный” мяч - adidas miCoach Smart ball, в который встроены Bluetooth и сверхчувствительные сенсоры. Мяч после каждого удара передает данные о силе удара, траектории полета и скорости вращения на приложения для iPhone и iPod touch. Благодаря этому игроки могут корректировать тренировки по отработке различных ударов. А можно поставить перед собой конкретные цели - бить по мячу с определенной силой, воспроизвести по параметрам удары профессиональных футболистов и т. д. Цена удовольствия - 299 долларов или евро за мяч.

Philips делает ставку на совершенно новые продукты - с сентяб­ря продается очередная версия будильника Wake-Up Light, имитирующего эффект солнечного рассвета, что позволяет проснуться более естественно. И устройство для светотерапии EnergyUp - портативный светильник с особыми лампами, дающими освещение холодного синего света. Разработчики компании, оперируя данными научных исследований, утверждают, что холодные синие оттенки света повышают уровень энергии: рецепторы в сетчатке человеческого глаза поглощают синий свет и передают сигнал в мозг, регулируя биологические часы и придавая бодрость.

Но крупнейшие разработчики признают: для того чтобы фитнес-гаджеты стали по настоящему массовыми, надо перевести их из разряда технологических чудес в разряд остромодных новинок. Самый надежный путь - объединить подобные устройства и приложения с одеждой и аксессуарами. “IT-компании действительно могут помочь улучшить физическую форму и здоровье, но чтобы сделать эти технологии доступными, им нужна модная индуст­рия”, - объясняет Айзе Илдениз, вице-президент по разработке новых устройств в Intel.

Не потому ли топ-менеджеры и дизайнеры Apple и его конкурентов, таких как Samsung, все чаще становятся завсегдатаями престижных модных показов?

(В статье использованы материалы The Wall Street Journal и Financial Times)м

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать