Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Мокроусов
Статья опубликована в № 3718 от 18.11.2014 под заголовком: От слуги к гражданину

Книга «Свобода слуг» Маурицио Вироли посвящена итальянской политике, но интересна не только на Апеннинах

Книга об итальянской политике, в которой сочетаются критика власти и аналитика социума, интересна не только на Апеннинах

На итальянском книга политолога Маурицио Вироли «Свобода слуг» появилась в 2010 г. Два года спустя ее опубликовали в Америке. Нынешний перевод на русский, выполненный Инной Кушнаревой, может показаться запоздавшим для знакомства с именитым автором, профессором Принстонского университета, теоретиком республиканизма, одним из крупнейших в мире специалистов по Никколо Макиавелли, освободившему, как известно, политику от уз морали.

Перед нами едва ли не памфлет объемом в 140 страниц. Главная мишень - миллиардер, медиамагнат и политик Сильвио Берлускони выглядит сегодня харизматичным клоуном с замашками мафиози, чье время безвозвратно ушло. Его друзья и единомышленники слишком часто оказываются под судом; итальянские прокуроры вечно демонстрируют независимость от власти, постоянно открывая дела о коррупции и хищениях против ее представителей, так что Вироли хватает материала для описания наиболее одиозных приближенных экс-премьера.

Если бы речь шла просто о памфлете, «Свобода слуг» была бы занятна, и только. Но автор раскрывает механизм присвоения государства демократически выбранным политиком, когда свобода формально не отменяется, но становится иной. «Свобода слуг или подданных заключается в том, что нам не препятствуют в достижении наших целей, - считает Вироли. - Свобода гражданина, в свою очередь, состоит в том, чтобы не испытывать на себе своевольную или огромную власть одного или нескольких человек».

Вироли - хороший рассказчик, даже когда пишет о нравственности (обычно эта тема вызывает у современного читателя если не чувство тоски, то чувство неловкости). К соотечественникам он обращается с упреками, которые обычно слышишь из уст российского интеллигента: «Итальянцы морально слабы, потому что не признают авторитета совести. Не задают ей вопросов и не считают ее безупречным и непререкаемым авторитетом». Вироли обращается здесь к наследию публициста межвоенной поры Гаэтано Сальвемини. Цитат в книге много, но они позволяют проследить традицию в деле описания аморальности политики и политиков, будь то напоминание о «легкости, с которой худшие с точки зрения честности и компетентности люди были вознесены Сильвио Берлускони на самые высокие посты», или определение гражданских задач общества. К ним относится и стремление напомнить избирателям о морали, ведь «моральная безграмотность достигла угрожающих пропорций и, может быть, даже превзошла просто безграмотность». В итоге создается придворный контекст, при котором «один неподкупный человек представляет угрозу для господина и для других придворных», а некомпетентность и неприятие инакомыслящего становятся едва ли не условием принадлежности к элите.

Пессимизм пессимизму рознь, книга Вироли не порождает депрессии. Да, анализ кажется жестким, а избранные в герои персонажи - унылыми и скоропортящимися. Но вера в общественное благо как высшую цель государства поможет вынести и не такое.

Маурицио Вироли. Свобода слуг. М.: Высшая школа экономики, 2014

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more