Сегодня в Центральном доме художника открылась ярмарка non/fiction

В Центральном доме художника открывается ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, на которой в этом году будет мало иностранных гостей, но книг, как всегда, много
Каждую интеллектуальную книгу нужно читать с нужной страницы/ Александра Краснова/ ТАСС

Самая любимая книжная ярмарка интеллектуалов незаметно успела превратиться в зрелого подростка - в этом году ей шестнадцать. И ни разу за время своего существования она нас не разочаровала. По ней по-прежнему приятно бродить, здороваться со старыми знакомыми, которых встречаешь раз в год именно здесь, жадно нюхать и рассматривать новые книги, которые с каждым годом становятся только прекраснее. Главное, не брать с собой слишком много денег.

Секрет обаяния Non/fiction не только в том, что она представляет умные книги - качественные биографии, нетривиальные мемуары, энциклопедии, научно-популярные работы по самым разным наукам, - но и в ее сознательном космополитизме, открытости миру. Львиная доля представленных здесь книг - переводные.

Звонче других щебечет «Щегол» Донны Тарт - шум уже поднялся такой, что даже специальной презентации самого обсуждаемого в англоязычном мире романа, уже вышедшего тиражом более 1,5 млн экземпляров и получившего в этом году Пулитцеровскую премию, не будет. Зачем? Донну Тарт и так прочтут, причем самая широкая аудитория - от 15 до 99, потому что одна из самых загадочных и недоступных американских писательниц сочинила увлекательный авантюрный роман о 13-летнем подростке, сироте, считай, выпавшем из гнезда птенце, который на наших глазах оперяется, умнеет и в конце концов понимает, куда лететь и как обойтись с великой картиной, которую он почти случайно украл из нью-йоркского Метрополитен-музея.

Впрочем, не менее значима и другая премьера: на русском языке впервые выходят исследования Клайва Льюиса, создателя «Хроник Нарнии» и «Писем Баламута», но не только, не только, потому что в первую очередь Льюис был филологом и занимался средневековой литературой. Плоды его занятий - работы об аллегории, Джоне Мильтоне и средневековом восприятии мира вошли в увесистый сборник со скромным названием «Избранные работы по истории культуры» (М.: НЛО). Это глубокая, но и по-хорошему популярная, пересыпанная афоризмами книга уровня «Осени Средневековья» Хейзинги. Вот лишь одна цитата наудачу: «Стремление к простоте - явление позднее и искусственное. Сегодня нам могут нравиться танцы, едва отличимые от прогулочного шага, и стихи, звучащие как непринужденная речь. Наши предки нас бы не поняли. Им нравились танцы, которые на самом деле были танцами, наряды, нисколько не похожие на рабочую одежду, праздники, которые нельзя было бы спутать с обычным обедом, и стихи, самым беззастенчивым образом объявлявшие себя стихами».

Сразу несколько крупных книжных проектов связано с советской историей. Из самых красочных и ироничных - «История глазами Крокодила. ХХ век» в 12 томах, пока вышли первые три. Карикатуры и избранные тексты когда-то популярного советского журнала сопровождаются закадровым голосом внешне спокойного, но чрезвычайно язвительного диктора-анонима, поясняющего, что такое производительность труда, покорение Арктики, как английский премьер Макдональд «о рабочем пекся и как этот рабочий испекся» и что значит «генеральная линия». Советская история, данная сквозь призму официальных сатиры и юмора, вполне бесчеловечных, - ракурс возможный, обнажающий в прошлом то забавное, то жуткое, но уж точно не единственный. Крокодильский смех сквозь крокодиловы слезы отлично дополняют другие издания о той же эпохе - новый том «Намедни» (1946-1960) Леонида Парфенова (М.: Азбука-Аттикус), «Черная книга» Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга, собравших свидетельства о холокосте на территории СССР (М.: АСТ, Corpus), «Поэтка. Книга о памяти: Наталья Горбаневская», соединившая интервью, стихотворения, эссе Горбаневской и воспоминания о ней - все это отрежиссировала и откомментировала Людмила Улицкая (М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной) и весьма поучительный двухтомник Майкла и Лидии Джекобсон «Песенный фольклор советских тюрем и лагерей как исторический источник. 1917-1991» (М.: РГГУ).

Как, возможно, вы уже догадались, в этом году европейские литературные звезды до Москвы не добрались, иностранных гостей на ярмарке ожидается мало, как никогда, - так что главными героями на Non/fiction станут новые книги. И мы. Когда за реальность все настойчивее пытаются выдать идеи и идеологические конструкции, подышать воздухом, в котором нет никакой фикции, а живут только факты, документы и стремление к исторической истине, просто необходимо.

До 30 ноября